МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ — НЕРВНЫЙ ЦЕНТР ДОМАШНЕЙ СТУДИИ

31.03.2016

МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ — НЕРВНЫЙ ЦЕНТР ДОМАШНЕЙ СТУДИИ

В жизни каждого серьезного музыканта рано или поздно наступает такой момент, когда его перестает удовлетворять качество собственных цифровых демо-записей, выполненных передовым способом, то есть при помощи внешних звуковых карт и виртуальных микшеров. Выход из этой ситуации всегда более чем вероятен в царство аналога. Ведь ушли в прошлое те времена, когда высококлассный микшерный пульт по стоимости приближался к космическому кораблю и был предназначен исключительно для серьезной студийной или концертной работы в хотя бы малом составе. Современные микшерные пульты ведущих брендов одинаково хорошо работают и в обстановке домашних и проект-студий, а равно и в небольших клубных залах при живой игре музыкантов. Понятно, что стоимость пульта прямо пропорциональна числу каналов и наличествующих дополнительных функций, однако ничто не мешает вам выбирать модель пульта исходя из лично ваших требований, или требований вашего музыкального коллектива.

Еще раз укажем, что микшерный пульт по существу является нервным центром вашей студии или концертного звукового комплекта, поэтому его надо выбирать, исходя из набора уже имеющихся музыкальных инструментов и систем усиления и обработки звука. Количество каналов при даже самой минимальной комплектации и самом простом пульте лучше иметь на хотя бы пару больше, чем вам кажется нужным — как вы сами понимаете, лишних каналов хоть для микширования, хоть для маршрутизации сигналов мало не бывает. Тем не менее, на рынке существуют и очень простые модели пультов, предназначенные прежде всего именно для домашней студии и отличающиеся невысокой ценой. Одной из самых популярных моделей подобного микшерного пульта — Behringer Xenyx502, ориентированный на самые минимальные требования пользователя. Однако вспомните, сколько классических рок-записей было сделано в последние 60 лет на не самом сложном оборудовании! И, как бы ни был Xenyx 502 прост по функционалу — один монофонический вход (микрофонный балансный XLR либо универсальный TRS) и два стереофонических — он имеет наличествующее по умолчанию фантомное питание +48 В для микрофона. С моноканалом сопряжен высококачественный усилитель с технологией Xenyx с регулятором усиления Gain, двухполосный эквалайзер (80 / 12000 Гц), регулятор панорамирования с LED-индикатором перегрузки и регулятор уровня выходного сигнала. Остальные два канала (2/3 и 4/5) — это TRS-стереопары, имеющие регуляторы баланса (Left / Right) и регуляторы уровня выходного сигнала. У пульта также наличествует блок с небалансными разъемами RCA (In / Out), к которым можно подключать дополнительные аудиоустройства, в том числе аудиоплееры и рекордеры. Сигнал с этого блока можно адресовать в наушники или в микс, или туда и туда путем переключения кнопок 2-TR To Phones / 2-TR To Mix. Для подключения наушников также имеется одиночный разъем TRS, а для выхода на внешние устройства — стереопара TRS Main Out. При всей своей простоте и миниатюрности данный пульт безусловно хорош для домашней проект студии благодаря применению малошумящего усилителя.

Behringer Xenyx 802, несмотря на преемственность дизайна с предыдущей моделью, представляет собой уже фактически полнофункциональный микшерный пульт с двумя монофоническими (микрофонными / универсальными) и двумя стереофоническими (стереопары TRS, 3/4 и 5/6) входами. Что гораздо важнее — в каждом канале имеется трехполосный (80 / 2 500 / 12000 Гц) эквалайзер с пределом регулировки ±15 дБ и регулятор посыла FX Send. На моноканалах уставновлено два усилителя Xenyx, при этом фантомное питание микрофонов — отключаемое. Пульт имеет один стереовозврат AUX (пара TRS) для работы с блоками внешних эффектов, который может быть задействован и как обычный стереовход. Кроме выходов на наушники и выхода Main Out имеется выход для подключения мониторных акустических систем. Сигнал с блока RCA-входов и выходов вновь может назначаться в микс либо мониторы или наушники.

Шестиканальный (2 моно и 4 стереовхода) пульт Behringer Xenyx 1002 FX — дальнейшее развитие Xenyx 802, однако он лишен стереовозврата AUX и имеет трехполосные эквалайзеры лишь на монофонических каналах. Зато он оснащен встроенным 24 бит / 40 Кгц процессором эффектов со 100 пресетами, причем возможен отключаемый посыл эффектов в мониторы или наушники. Регулятор Main Out — 60 мм фейдер с логарифмической шкалой. А пульт Xenyx 1202 FX добавляет к только что описанному функционалу два монофонических входа с аналогичным аппаратным обеспечением.

Здоровую конкуренцию простейшим моделям пультов Behringer составляют две модели бренда AltoZMX52 и ZMX862. Модель ZMX52 — аналог Behringer Xenyx 502 с точно таким же набором входов и выходов и подобным функционалом. Его отличительной особенностью является регулятор выходного сигнала Main Level с насадкой большого диаметра, что облегчает ее нахождение даже на ощупь. В свою очередь ZMX862имеет четыре входа — два монофонических (микрофонных / универсальных) и два стереофонических (стереопары TRS, 3/4 и 5/6), и на всех четырех входах имеется усилители с регуляторами Gain и трехполосные эквалайзеры. Фантомное питание на каналы 1 и 2 — отключаемое, а разъемы XLR, как и у модели ZMX52, выполнены позолоченными. Важным преимуществом ZMX862 является наличие двух встроенных AUX-шин, естественным образом расширяющих возможности работы с этим пультом. Выходы — стереопары TRS на Main Mix и мониторную акустику и TRS на наушники. Эта модель — превосходное решение для всех тех, кто желает иметь настоящее профессиональное качество звука и надежность пульта за приемлемую цену.

Качество и надежность — эти два параметра всегда характеризовали аппаратуру бренда Yamaha, представившего в 2014 году линейку портативных микшерных пультов серии MG. Самой простой моделью этой линейки является MG06, имеющий четыре входа — два микрофонных / универсальных с разъемами Neutrik XLR / TRS и XLR (1 и 2) и два стереофонических (стереопары TRS, 3/4 и 5/6). Микрофонные / универсальные входы оснащены двухполосными эквалайзерами (100 / 10 000 Гц), на этих же входах имеется отключаемое фантомное питание. На входах 1 и 2 имеются кнопочные переключатели аттенюатора (PAD, 26 дБ) и ВЧ-фильтра (HPF, 80 Гц, 12 дБ / октава). В MG06, так же, как и во всех моделях линейки, используются предусилители студийного уровня D-PRE класса A собственной разработки Yamaha, обеспечивающие большую мощность на низкоимпедансной нагрузке. Данные предусилители обеспечивают естественное звучание, не требующее последующей обработки. В схеме пультов серии MG также используются новые операционные усилители MG01 совместной разработки компаний Yamaha и NJM, параметры которых оптимизированы именно для профессиональной аудиоаппаратуры. Пульт MG06 имеет прочный стальной корпус, делающий его «неубиваемым» и рассчитан для установки на микрофонную стойку. А пульт MG06X отличается от предыдущей модели наличием встроенного блока эффектов — точнее, ревербератора и дилея — с 6 пресетами.

Пульт Yamaha MG10 — развитие модели MG06, он имеет 4 микрофонных / универсальных входа с четырьмя разъемами Neutrik XLR / TRS (1–4) и двумя XLR (1 и 2) и три стереофонических (стереопары TRS, 5/6, 7/8 и 9/10). На 1 и 2 каналах имеется встроенные компрессоры, на каналах 5/6 и 7/8 возможно подключение внешних источников сигнала при помощи разъемов RCA. Каналы 1–4 оснащены трехполосными эквалайзерами (100 / 2 500 / 10 000 Гц), прочие — двухполосными (100 / 10 000 Гц). Пульт имеет шину AUX. В свою очередь, модель MG16 является профессиональным 16-канальным микшерным пультом с 8 микрофонными / универсальными и 4 стереовходами. Трехполосные эквалайзеры имеются на всех каналах, причем на каналах 1–8 эквалайзеры — параметрические в диапазоне СЧ (250–5 000 Гц). Эти же каналы оснащены встроенными компрессорами. Имеются 4 групповые шины и 4 шины AUX. В комплект пульта входит крепежный набор для его монтажа в стойку.

«Солидность» — вот термин, которым принято описывать продукцию бренда Soundcraft. Оправдывая подобное определение, микшерный пульт Soundcraft EPM6 демонстрирует комбинацию естественного звучания и завидной функциональности. Он имеет 6 монофонических (микрофонных / универсальных входов с разъемами XLR и TRS) и 2 стереофонических (стереопары TRS) входа. На монофонических входах имеются разъемы Insert (TRS) для подключения процессоров сигналов. Каналы 1–6 оснащены трехполосными эквалайзерами, параметрическими в СЧ-диапазоне (150–3 500 Гц), прочие — двухполосными. Пульт имеет 2 конфигурируемые AUX-шины. Финальное управление осуществляется при помощи надежных 60-мм фейдеров, отлично зарекомендовавших себя в иных моделях данного бренда. Выходы пульта — два XLR и две пары RCA. В схеме пульта использованы предусилители GB30, задействованные и в более дорогих пультах профессионального уровня — они имеют диапазон усиления 55дБ и перегрузочный запас до +22дБ. Модель же EPM8 добавляет к вышеописанному функционалу еще два монофонических канала.

Завершает наш обзор компактный 4-канальный микшерный пульт со встроенным профессором эффектов и 5-полосным графическим выходным эквалайзером Mackie ProFX4v2. Он имеет 2 монофонических (микрофонных / универсальных входов с разъемами XLR и TRS) входа с фантомным питанием и один стереофонический (стереопара TRS) вход; монофонические входы оснащены низкошумящими предусилителями Mackie Vita. Все каналы оснащены двухполосными эквалайзерами (80 / 12 000 Гц). В схеме пульта задействован процессор эффектов ReadyFX с 16 пресетами. Имеются AUX-выход, стереофонический вход внешнего сигнала и выход записи (Tape) с разъемами RCA и c регулировкой уровня выходного сигнала, плюс выход для подключения наушников также с отдельным регулятором уровня. Механическая надежность в работе обеспечивается корпусом конструкции Built-Like-A-Tank с шасси из стали и боковинами из ABS-пластика. Данный микшерный пульт, как и другие рассмотренные модели, поможет не только правильно скоммутировать домашнюю студию, но и сделать первые важные шаги на пути к вершинам звукорежиссуры.

Поделиться: