ПУСТЬ ПОЁТ СТРУНА

24.02.2016

ПУСТЬ ПОЁТ СТРУНА
Никто не спорит с тем, что акустическая гитара — один из самых прекрасных музыкальных инструментов. Но всем известно, что она — негромкий инструмент, тем более по меркам современности: репетировать в одиночестве или дуэтом — это нормально, но как быть в большом зале? Понятно, что акустических гитар со встроенными звукоснимателями и темброблоками выпускается сейчас предостаточно, но далеко не каждый гитарный усилитель подходит для такого инструмента.

Какое бы дополнительное оборудование не было по спецификации установлено на акустическую гитару, ее нельзя включать в обычный гитарный усилитель или активную акустическую систему. Звукосниматели акустической гитары — неважно, пьезоэлектрические или привычные «магниты» — гораздо больше подвержены наводкам, чем хорошо экранированные звукосниматели электрогитар. А наличие в акустической гитаре внутренней полости (равно как и полное отсутствие внутреннего экранирования) приводит к возникновению эффекта обратной связи при попадании акустических волн в отверстие резонатора. Следствие этого —  серьезные звуковые помехи. Именно поэтому в усилителях для акустических гитар эти неприятности учитываются на этапе проектирования, и в результате такие усилители очень часто оснащаются системами подавления обратной связи. Естественно, что схема подобных усилителей рассчитывается с учетом всех нюансов звукоизвлечения на акустической гитаре — для получения максимально чистого звука многие из подобных устройств собраны целиком на транзисторах. Ко всему прочему, масса моделей усилителей для акустических гитар имеют встроенные эффекты хоруса и реверберации, а также вход для вокального микрофона с фантомным питанием, что делает подобный усилитель незаменимым для «человека-оркестра» — неважно, дома, на репетиции или на клубной сцене. В подобных усилителях установлены один или два широкополосных динамика. Это позволяет использовать подобные усилители для работы с другими акустическими инструментами, а также с клавишными инструментами.

Самой доступной моделью подобного усилителя является Ibanez T15-U с полностью транзисторной схемой с выходной мощностью 15 Вт и одним динамиком диаметром 6.5" (165 мм). Особенность T15-U — крайне качественное усиление звучания именно акустических гитар со звукоснимателем. Усилитель имеет встроенный отключаемый аналоговый хорус с возможностью регулировки скорости эффекта регулятором Speed, инструментальный вход (1/4"), вход для внешнего аудиосигнала (в том числе CD-проигрывателя) 2 x RCA и выход на наушники (1/4"). Регулировки — Middle Shape, настраивающая среднечастотный спектр звука, Hue (баланс тембрального окраса выходного сигнала между низкими и высокими частотами) и общий уровень сигнала (Volume). Чистота звучания, небольшие габариты и вес делают этот усилитель незаменимым для домашнего музицирования и выступления на малых сценах при подзвучке усилителя микрофоном.


Один из самых популярных и консервативных в хорошем смысле слова усилителей данного класса — Fender Acoustasonic 15. Выходная мощность составляет опять же 15 Вт, а широкодиапазонный динамик диаметром 6" (152 мм) имеет дополнительный высокочастотный рупор, обеспечивающий более чистое звучание. Усилитель является двухканальным: инструментальный канал с входом 1/4" и микрофонный канал с балансным входом XLR. Оба канала имеют собственные регуляторы уровня выходного сигнала. Инструментальный канал имеет встроенный хорус с регулировкой скорости эффекта, а трехполосный эквалайзер Bass-Middle-Treble работает на оба канала. Как и вся продукция Fender, этот усилитель отличается исключительной надежностью в работе и механической прочностью конструкции. 

Еще один двухканальный усилитель — Behringer AT108 с выходной мощностью 15 Вт, разработанный изначально для индивидуальных занятий и репетиций, однако его можно использовать и на небольших сценах. Главная особенность AT108 — наличие моделирующей схемы VTC Virtual Tube, благодаря которой он звучит как классический ламповый усилитель. Отличное звучание обеспечивается запасом по мощности 20-ваттного широкодиапазонного динамика Bugera диаметром 8" (203 мм) с двойным коаксиальным диффузором. Помимо инструментального входа и балансного входа XLR для подключения микрофона имеется 1/4" вход для коммутации с CD-проигрывателем для практических занятий. Также наличествует 1/4" выход на наушники. Имеются собственные регуляторы уровня выходного сигнала для инструментального и вокального каналов, а также трехполосный эквалайзер Low-Mid-High. Эксперты отмечают надежность механической конструкции данного усилителя с деревянным корпусом и отличные частотные характеристики динамика.



Одним из лучших усилителей в данном классе является Marshall AS50D Acoustic Soloist Combo, рассчитанный на продвинутых любителей и профессионалов. Его выходная мощность — 50 Вт, и он оснащен двумя 8" (203 мм) широкополосными динамиками. С такой мощностью AS50D более чем пригоден для работы на небольшой клубной сцене, а богатство органов управления и коммутации делают его естественным продолжением акустической гитары со звукоснимателями. Необходимо обратить внимание на наличие секции эффектов хоруса и реверберации и систему подавления обратной связи (Anti-Feedback) с возможностью регулировки частоты в диапазоне 80–1 000 Гц. Оба рабочих канала — для гитары (Acoustic Channel 1) и для микрофона с фантомным питанием либо внешнего источника стереосигнала (Microphone / Aux Channel 2) — имеют собственные регуляторы громкости и двухполосные эквалайзеры Bass-Treble. Наличествует и возможность подключения петли внешних эффектов и ножного переключателя. Простота сценической работы с усилителем обеспечивается регулятором уровня выходного сигнала Master Volume.




В семье усилителей для акустических гитар вскоре ожидается важное пополнение — это Fender Acoustic SFX, объединяющий в себе преимущества усилителя и порто-студии. SFX в его обозначении — это технология многомерного расширения стерео пространства Stereo Field Expansion, отлично дополняющая встроенные и регулируемые эффекты Vibratone, холла, ревербератора, эха и дилея. Важные функционалы Acoustic SFX — переключатель фаз сигнала для каждого канала, линейный выход и возможность подключения i-устройств по инструментальному входу, а также ножного переключателя. Деревянный корпус и наличие трех динамиков делают этот усилитель одним из лучших в своем классе, позволяющим музыканту добиваться естественного сплава традиционного акустического звучания и его современной обработки.





Всеволод Баронин
Поделиться: