ВОКАЛЬНЫЙ МИКРОФОН ДЛЯ ГЕРОЯ

15.02.2016

ВОКАЛЬНЫЙ МИКРОФОН ДЛЯ ГЕРОЯ

«На сцене нужно чувствовать себя, как дома». И на репетиции, добавим, тоже. Поэтому инструмент в руках музыканта должен быть и удобен, и привычен — но  не за счет снижения технических характеристик. Едва ли не в первую очередь это утверждение относится к вокальным микрофонам как к одному из наиболее личных музыкальных инструментов — и в то же время подвергающимся наибольшей опасности механических повреждений на сцене: и из рук его можно упустить, и со стойки он может свалиться. Словом, микрофон должен быть настоящим оружием в руках вокалиста — он не должен подвести  в решительный момент и быть надежным постоянно.

Вопреки существующим мифам, хороший микрофон для сценической работы, который может быть с легкостью использован также на репетициях и при создании демонстрационных записей, не стоит непомерных денег.  Мы не говорим о заказных моделях, созданных под конкретного вокалиста. Но всегда необходимо помнить, что микрофон, каким бы качественным он ни был,  имеет ограниченный срок службы. Другое дело, что разработчики всегда стараются, чтобы этот срок был как можно более длительным. И то, что ряд совершенно общеизвестных моделей вокальных микрофонов используется не только рядовыми музыкантами, но и величайшими профессионалами своего дела — заслуга в первую очередь определенных брендов и их инженеров-акустиков.

Именно таков в смысле широкоупотребительности самый известный вокальный микрофон всей рок-эпохи Shure SM58, серийный выпуск которого начался ровно полвека назад, в 1966 году. Это случилось через год после запуска в серию универсального микрофона  Shure SM57, который сейчас является не только стандартным в мировом масштабе микрофоном для подзвучки инструментов, но и микрофоном, используемым всеми без исключения президентами США для своих выступлений прямо с 1965 года. Обе модели с кардиоидной диаграммой направленности используют один и тот же микрофонный картридж Unidyne III, поэтому неудивительно универсальное использование SM57 — впрочем, он был сперва рассчитан исключительно для записи исключительно классической музыки, а аббревиатура «SM» означает «studio microphone» — «студийный микрофон». На самом раннем этапе своей карьеры SM57 использовал в качестве вокального микрофона Сэр Элтон Джон (Elton John), а SM58, выпускаемый ныне в модификациях SM58S (с выключателем, S — «switch») и SM58-LCE, долгие годы являлся основным рабочим микрофоном таких звезд, как Дэвид Боуи (David Bowie), Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), лидер Def Leppard Джо Эллиот (Joe Elliott) и фронтмен Deep Purple Ян Гиллан (Ian Gillan). Причем если Ян Гиллан пользуется SM58 только на сцене (зато так ценит их, что лично возит заказные микрофоны в сделанном также по спецзаказу кейсе), то Дэвид Боуи в содружестве со своим стародавним коллегой и продюсером Тони Висконти (Tony Visconti) еще в 70-е годы неоднократно работал с SM58 в студии — по словам Тони, это делалось ряди пущей естественности и живости звучания, подобного концертному.

Зато микрофон Shure Beta 58A с суперкардиоидной направленностью, представленный на рынке в 1989 году и ненамного менее популярный, нежели SM58, сейчас является одним из основных вокальных микрофонов именно Элтона Джона — впрочем, Дэвид Боуи также пользовался им на протяжении 90-х годов. А группа Bon Jovi пользуется этими микрофонами с самого начала их серийного выпуска — сам Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi) считает, что чистота передачи вокальных нюансов на сцене ставит их вне конкуренции.

 Еще один знаменитый пользователь Beta 58A — покойный лидер Nirvana Курт Кобэйн (Kurt Cobain, 1966–1994), на полном серьезе утверждавший, что именно этот микрофон наилучшим образом подходит к его несколько гнусавому тембру голоса. А поп-звезда Мэрайя Кэйри (Mariah Carey) предпочитает в концертной обстановке микрофон Shure KSM9HS, важной особенностью которого является возможность переключения диаграммы направленности между кардиоидной и суперкардиоидной. Майларовая диафрагма картриджа микрофона имеет золотое покрытие, а наличие трехслойной защитной сетки облегчает работу вокалиста и уменьшает возможности искажения исходного акустического сигнала.

Вокалист легенд хэви-метала Iron Maiden Брюс Дикинсон (Bruce Dickinson) во всех турне группы 2010-х годов отдает предпочтение микрофону  Shure Beta 87A. Это неудивительно, учитывая широкий динамический диапазон (117 дБ при максимальном звуковом давлении) этого микрофона с суперкардиоидной диаграммой направленности и наличие встроенного трехслойного акустического фильтра, защищающего микрофон от нежелательных шумов. Очень чистое, фактически студийное звучание этого микрофона обеспечено еще и наличием схемы низкочастотной компенсации, осуществляющая необходимую частотную коррекцию в случае использования певцом эффекта приближения.

Еще один вокальный микрофон, используемый сэром Элтоном Джоном, также проходит по разряду «современных вечных ценностей», причем концертный райдер артиста настаивает на обязательном проводном подключении микрофона Audio-Technica AE6100  безо всяких радиосистем. Производитель позиционирует данную модель с диаграммой гиперкардиоидной направленности как микрофон для ближнего подзвучивания вокала на сцене, однако масса радиопродюсеров по всему миру отдают предпочтение AE6100 при ди-джейской работе в прямом эфире. Причина — очень чистая передача голосовой артикуляции и защита от искажений за счет применения защитной сетки из «трех с половиной» слоев (внешняя и внутренняя металлические сетки, слой вспененного пластика с открытыми ячейками и такая же дисковидная прокладка). Более того, AE6100 может применяться как универсальный микрофон для подзвучивания гитарных кабинетов или даже малого барабана в ударной установке.

Когда на сцене играет группа экстремальной стилистики, то с технической точки зрения это означает высокий уровень акустических сигналов, так и норовящих пролезть в вокальные микрофоны. Одно из решений этой проблемы — использовать для ведущего и бэк-вокала микрофон AKG D5, как это на протяжении уже многих лет делает некогда бразильский, а теперь интернациональный состав Sepultura, и в частности их вокалист Деррик Грин (Derrick Green).Имеются они и в арсенале знаменитой лондонской студии Britannia Row, некогда основанной музыкантами группы Pink Floyd, где D5 приходится работать с музыкой самых разных стилей. Этот микрофон с диаграммой суперкардиоидной направленности и создан для того, чтобы его звук пробивался через все инструментальные партии любой сложности и громкости. При этом звучание микрофона отличается чистотой и прозрачностью в области высоких частот, отсутствием заметных искажений в среднечастотном диапазоне и теплым и естественным звучанием низких частот. Эти характеристики обеспечены использованием в картридже микрофона диафрагмы, изготовленной по технологии Varimotion с переменной толщиной. Модель D5 также отличается надежной шумоизоляцией, интегрированной в механическую конструкцию корпуса микрофона, и двойной защитной сеткой. Этот микрофон также представлен в комплектации D5 Stage Pack — собственно микрофон, стойка-«журавль» и микрофонный шнур длиной 5 м.

В свою очередь, вокальный микрофон  Sennheiser E 935 может быть смело рекомендован музыкантам, предпочитающим работу с акустическими составами, либо исполнение простого музыкального материала без большой доли гитарного перегруза. Именно этот микрофон является фаворитом поп-роковой певицы Авриль Лавин (Avril Lavigne) — E935 как в стандартном, так и в заказном исполнении (касавшемся исключительно внешнего вида корпуса микрофона) использовался Авриль во время всех ее последних концертных туров. Считается, что по такому важному параметру, как отсутствие окрашивания звука, этот микрофон превосходит Shure SM58; также отмечается исключительная чистота звучания микрофона при передаче высокочастотного диапазона. При таких несомненных достоинствах E935 — настоящий концертный микрофон, устойчивый ко всем внешним воздействиям. Его корпус, изготовленный литьем из прочного сплава на основе цинка, имеет специально разработанную форму, облегчающую борьбу с вибрацией и паразитными акустическими сигналами, причем непосредственно картридж дополнительно защищен от аналогичных воздействий. В комплектацию микрофона также входит держатель MZQ 800 и чехол для хранения и транспортировки. А сверхпопулярная ныне певица Адель (Adele) использует на сцене микрофон Sennheiser E 965, который является топовой моделью всей серии микрофонов Sennheiser Evolution и допускает переключение между кардиоидной и суперкардиоидной диаграммами направленности.

Истинный профессионал вокального искусства старается дойти в своем ремесле до максимального совершенства, и нет причин считать одну из главных американских поп-звезд XX века Фрэнка Синатру (Frank Sinatra) непрофессионалом. В поздние годы своей карьеры «дядюшка Фрэнк» пользовался на сцене микрофонами AKG C535EB II (в заказной версии с позолоченным корпусом), что позволяло ему добиться фактически студийного звучания голоса в концертной обстановке. Кардиоидная диаграмма направленности вкупе с широким частотным диапазоном (7–12 000 Гц) — вот залог чистого и естественно яркого звучания этого микрофона. Плюс C535EB II оснащен, подобно своим студийным собратьям, встроенным переключателем, который позволяет корректировать уровень выходного сигнала (аттенюатор 14 дБ), а также параметры среза по низким частотам — Bass Roll Off (пологий срез), обеспечивающий смягченное звучание и Bass Cut (крутой срез); частота среза — 100 Гц. Корпус микрофона — цельнометаллический. Превосходные параметры C535EB II позволяют рекомендовать его и как универсальный микрофон, превосходящий в этой роли, по мнению экспертов, Shure SM57. Само собой, более чем желательно применение этого микрофона в речевых студиях и при создании вокальных демо-записей. Настоящий микрофон для героя — именно такой, каким он и должен быть. 

Всеволод Баронин
Поделиться: