ДЮЖИНА ПЕСЕН ИЗ-ПОД ЕЛОЧКИ

26.12.2015

ДЮЖИНА ПЕСЕН ИЗ-ПОД ЕЛОЧКИ

С тех пор, как человечество справляет Новый год и Рождество, об этих праздниках создаются песни. Не все они дошли до нас: сначала не было нотной записи, потом — грамзаписи, потом — сервиса YouTube… Сейчас всё это в нашем распоряжении, и мы уже не зависим от телевизора или радиоприемника, когда выбираем, под какую музыку класть подарки под новогоднюю елку, а под какую — доставать их оттуда. В нашей сегодняшней новогодней песенной подборке — дюжина произведений разных лет и Рождестве, и о Новом годе, и даже, казалось бы, вовсе не о них. Начнем мы, конечно же, с композиции в исполнении Короля рок-н-ролла, первой и главной звезды стиля — Элвиса Пресли (Elvis Presley, 1935–1977). Классика рождественского жанра, композиция «Blue Christmas» была записана Королем для одного из первых, если не вообще первого в истории рождественского поп-альбома «Elvis’ Christmas Album» (1957). Облегающий черный костюм, кривая ухмылка и полуакустическая гитара Gibson Byrdland — таким был Элвис в 1968 году… Клип на эту песню — торжество современных высоких технологий: дуэтом с Королем рок-н-ролла здесь поет ныне здравствующая звезда стиля кантри-энд-вестерн Мартина МакБрайд (Martina McBride, р. 1966). И никаких диссонансов и огрехов в изображении! 


 

Продолжателем добрых и правильных рождественских поп-традиций выступает ныне сверхпопулярный за океаном канадский певец Майкл Бьюбли (Michael Bublé). Вот уже полтора десятилетия он возрождает традиции вокального крунинга 30-х — 50-х годов прошлого века к большой радости самой широкой публики. Часто он занимается этим не в одиночку, а в хороших компаниях — к примеру, вместе со столь же сногсшибательным и популярным ретро-трио The Puppini Sisters. Полного эффекта погружения в прошлое артисты достигают не только за счет высочайшего профессионализма, но и благодаря использованию вокальных микрофонов Shure Beta 87A и Shure Beta 87C. А рождественская классика «Jingle Bells» в совместном исполнении Майкла и The Puppini Sisters представлена на новейшем рождественском альбоме Майкла «Christmas» (ноябрь 2015), который рекомендуется к прослушиванию в компании новогодней елочки и лучших друзей с хорошим музыкальным вкусом.

Шведские поп-короли ABBA — редкий для западной сцены коллектив, сочинивший и исполнивший песню не про Рождество, а про Новый год. Да, композицию «Happy New Year» знают все — причем это нетипичная для квартета вещь, в которой музыка не отдает засахаренными обещаниями о том, что все нереальные ожидания сбудутся. Такой реализм понятен: предпоследний регулярный альбом ABBA «Super Trouper» (декабрь 1980), откуда и взята «Happy New Year», записывался коллективом в период супружеских разводов и невероятной усталости от бесконечных гастрольных туров. Тем не менее, это не просто один из главных хитов ABBA, но и своего рода прощание с 70-ми в поп-музыке. А весьма продвинутое для конца 70-х поп-звучание этих суперзвезд — следствие не только работы в лучшей на тот момент европейской студии, но и эндорсерского контракта с брендом Yamaha, ставшим следствием небывалой популярности ABBA в Японии. 




1980-е оказались не тем безоблачным десятилетием, каким могли бы стать. И тем удивительнее, что самые замечательные поп-песни в те годы сочинялись в депрессивной Великобритании, сотрясаемой то шахтерскими стачками, то антивоенными маршами. Под новый 1985 год сингл «Last Christmas» сверхпопулярного в то время дуэта Wham! в составе Джорджа Майкла (George Michael) и Эндрю Риджли (Andrew Ridgeley) вышел на второе место национального чарта, продержался там пять недель и был продан тиражом 1 400 000 копий только на территории островного королевства. Даже сейчас «Last Christmas» находится на 24 месте в списке самых тиражируемых британских синглов за всю историю современной грамзаписи. Законно — песня-то хороша! Правда, Джордж утверждает, что особое звучание его голоса на записи и на сцене — следствие работы исключительно с микрофонами Sennheiser.

Один из самых необычных рождественских синглов в истории поп-музыки — композиция благотворительного британского проекта Band Aid «Do They Know It's Christmas?» И это — опять новый 1985 год. Да, все знают о первом глобальном рок-фестивале «Live Aid» в июле 1985-го и композиции «We Are The World» разового проекта USA For Africa. Однако история «Live Aid» как музыкального события началась 29 ноября 1984 года с выпуском рождественского сингла, в записи которого приняли участие все британские поп-суперзвезды той эпохи. Для любопытных это шанс не только услышать хорошую и добрую песню, но и увидеть Фила Коллинза (Phil Collins) за барабанами не в составе Genesis и не в сольных проектах, а также молодого Боя Джорджа (Boy George), еще лидера Culture Club, в, скажем так, сильно оригинальном имидже. 


 Под Рождество все равны — и хулиганы, и сильные мира сего, а уж что говорить о личностях, с которыми трансформация из одной ипостаси в другую случилась на ниве рок-н-ролла! Вот и едва ли не главный хулиган поп-рока Билли Айдол (Billy Idol) под Рождество-2006 выпустил альбом традиционных для этого времени года композиций «Happy Holidays: A Very Special Christmas Album» из 17 композиций. К удивлению многих, рождественские песни оказались перепеты артистом ничуть не мрачно. В видеоклипе также можно наблюдать редкого персонажа — коварного гитариста группы Билли Айдола, Стива Стивенса (Steve Stevens) и его секретное оружие, являющееся основой инструментального звучания композиций Билли, — гитару Gibson Les Paul Custom.


Пока кто-то шутит одним фактом исполнения рождественских песен, музыканты, избравшие своей стезей исполнение более сложной музыки, умело комбинируют песни с аранжировками, взятыми из классических рок-композиций. Это и есть метод американского певца, мультиинструменталиста и продюсера Роберта Берри (Robert Berry), работавшего, с такими рок-титанами, как Кейт Эмерсон (Keith Emerson) и Карл Палмер (Carl Palmer) в составе трио «Три» (Three). Сам Роберт считает своим основным инструментом гитару, поэтому в его арсенале находятся целых 128 шестиструнных красавиц, в том числе весьма экзотических, производства 1980-х годов. Однако в основном он играет на Ibanez и Gibson Les Paul Custom разных годов выпуска и разных цветов. В 2001 году Берри придумал проект December People, с которым записал три альбома в вышеописанной концепции. Но чем читать словесное описание музыки, гораздо лучше ее послушать (и повеселиться). Вот что можно получить, соединив традиционную «Jingle Bells» с хитами группы Van Halen «Hot For Teacher» и «Panama» (1984): 



Одно дело — шутить вышеописанным образом, другое — подходить к рождественской музыке крайне серьезно и ответственно. В этом преуспел известный американский рок-оркестр Trans-Siberian Orchestra под руководством выдающегося поклонника русской классической музыки, композитора, мультиинструменталиста и продюсера Пола О'Нила (Paul O'Neill). Вот уже 18 с лишним лет «транссибирцы», созданные на базе весьма популярной хэви-группы Savatage, дают феерические рождественские концерты и даже оказались единственной рок-группой в истории, выступавшей перед президентом США прямо в Белом доме. Помимо интересных интерпретаций классической музыки XVIII–XX веков в репертуаре Trans-Siberian Orchestra много собственных инструментальных сочинений, однако, звучат они как нечто старое и хорошо знакомое. Таков, к примеру, главный инструментальный хит «оркестра» «Christmas Eve / Sarajevo 12/24» 1996 года. 


Безусловно, самим музыкантам может нравиться любая композиция из собственного репертуара, но публика тоже делает свой выбор. Композиция Trans-Siberian Orchestra «Wizards In Winter» (2004) была написана как необязательная инструментальная интерлюдия, но именно она исполняется на концертах коллектива до сих пор, а в начале 2010-х даже была включена в ряд синглов группы. И снова кажется, что эта пьеса написана не дюжину лет назад и в Америке, а эдак с полтора века назад и на противоположном берегу Атлантики! Сочетание традиций классической и рок-музыки в звучании Trans-Siberian Orchestra обеспечивается использованием при записи гитар Fender Stratocaster и Jackson Rhoads, клавишных инструментов KORG, барабанов Tama и тарелок Zildjian, а на сцене — еще и электронных ударных Roland V-Drums


И все же развлекательную составляющую рок-музыки никто не отменял. Лучше всех это понимает тонкий стилист и бывший лидер рокабилли-трио The Stray Cats, гитарист и певец Брайан Зетцер (Brian Setzer). Дабы нести людям радость в особо крупных размерах, в 1993 году Брайан собрал состав The Brian Setzer Orchestra, не имеющий аналогов в мировой музыкальной практике. Классическое рокабилли-трио дополнила полная духовая секция классического поп-джазового биг-бэнда. Результат оказался удивительным, прежде всего для самого Брайана: оказалось, что комбинация звучания полуакустической гитары Gretsch, винтажных усилителей Fender (современным аналогом которых является Fender Acoustasonic 150) и 16 саксофонов, труб и тромбонов приводит к созданию такой музыки, под которую хочется плясать до упаду. Впрочем, поглядите, что Брайан и его немалочисленные коллеги сотворили с рождественским хитом «Jingle Bells» в концертных условиях! 


Брайан Зетцер продолжает музицировать со своим оркестром и сейчас, став куда как более вальяжным и уравновешенным персонажем. Но это нисколько не отменяет профессионализма и изобретательности — оцените, как Брайан управляется с хитом 50-х годов «Boogie Woogie Santa Claus» буквально в декабре этого года! 


Ну а что же отечественная сцена? Неужели у нас нет настоящего новогоднего хита, знакомого если не всем и каждому, то хотя бы очень многим? Есть, только люди в уже забыли, что композиция «Замыкая круг», записанная поздней осенью 1987 года «группой ведущих советских рок-музыкантов» (как это в свое время было указано на грампластинке), планировалась как самая большая национальная новогодняя песня на все времена. «Крещение» композиции в таковом качестве случилось в ночь на новый 1988 год в эфире Первой программы Центрального телевидения СССР. К огромному сожалению, последующие повороты колеса истории превратили «Замыкая круг» в хит с чисто культовой популярностью, однако ж кому, как не нам, возвращать истинный смысл доброй песне. Тем более что в клипе мы можем видеть тех людей, чьи имена действительно вписаны большими буквами в историю отечественного рок-н-ролла. С Новым годом!



Поделиться: