БАС-ГИТАРА — ФУНДАМЕНТ СЕРЬЕЗНОГО ЗВУЧАНИЯ

18.12.2015

БАС-ГИТАРА — ФУНДАМЕНТ СЕРЬЕЗНОГО ЗВУЧАНИЯ

Распространенная шутка гласит, что «на бас-гитаре играет тот, из кого не получился гитарист». Однако никто и не думает спорить с тем, что именно бас-гитара вот уже 60 с лишним лет является инструментом, обеспечивающим мощное звучание ритм-секции, на котором в немалой степени строится контакт артиста и аудитории в ходе джазового или рок-концерта. Отсутствие бас-гитары в инструментарии рок-группы — это почти всегда курьез.

Первая модель бас-гитары в ее наиболее распространенном современном виде, то есть четырехструнный инструмент с ладами на грифе моложе электрогитары как таковой всего на четыре года — в 1935 году компания Audiovox американского разработчика Пола Татмарка (Paul Tutmark) выпустила серией около ста инструментов бас-гитару Model 736 BassFiddle. Правда, поскольку Audiovox специализировалась на стил-гитарах, данный инструмент предназначался для игры в горизонтальном положении. Десять лет спустя этот инструмент продвигался на заокеанском рынке под именем Serenader, но коммерческого успеха не снискал.

Как всем известно, первая коммерчески успешная модель бас-гитары, Fender Precision Bass, была разработана Лео Фендером (Leo Fender) и Джорджем Фаллертоном (GeorgeFullerton) в 1950 году и представлена на рынке годом позже. Fender Precision стал не только одним из важнейших музыкальных инструментов в истории бренда Fender, но и оказался образцом и идеалом для прочих компаний-производителей бас-гитар. Естественно, что и в XXI веке собственные разработки Fender занимают почетное место в арсенале музыкантов всех уровней, исполняющих самые разнообразные стили музыки. В первую очередь среди современных бас-гитар необходимо упомянуть модель Fender Squier Vintage Modified Precision Bass PJ, являющуюся вариантом классического Fender Precision. Форма корпуса — естественно, та самая, неизменная с 1953 года. Корпус бас-гитары расцветки «санбёрст» (Sunburst) изготовлен из агатиса с покрытием полиуретановым лаком, накладка корпуса трехслойная, гриф — кленовый с палисандровой накладкой. Гриф с классическими круглыми метками имеет длину мензуры 34" (864 мм) и радиус скругления 9.5"; количество ладов типа Jumbo Frets — 20. Крепление грифа к корпусу — на четырех винтах. Вся фурнитура — хромированная. Звукосниматели на данном инструменте установлены собственной разработки Fender — Single-CoilJazzBassV у бриджа и SplitSingle-CoilPrecisionBass у грифа. Имеются два регулятора уровня сигнала для каждого из звукоснимателей и общий регулятор тембра.


Учитывая возрастающую не по дням, а по часам популярность ретро-рока и фьюжна в духе 70-х разумно будет порекомендовать исполнителям в этих стилях бас-гитары Fender Squier Vintage Modified Jazz Bass `70 и Fender Squier Vintage Modified Jazz Bass `77. Даже на визуальном уровне эти инструменты переносят нас на 40 лет назад — метки на грифе выполнены в виде крупных прямоугольников (темных у `70 и перламутровых у `77), покрытие корпуса выполнено искусственно состаренным прозрачным лаком у модели `77 и белым полиуретановым лаком (у `70), а рукоятки регуляторов громкости и тембра выполнены металлическими с накаткой. Все спецификации и конструкция аналогичны модели FenderSquierVintageModifiedPrecisionBassPJ, за исключением комбинации звукоснимателей — в обеих позициях установлены звукосниматели Fender Single-Coil Jazz Bass. Эти бас-гитары не просто выглядят и звучат как их прародители — они дают музыканту точно такое же ощущение от игры на них.


Такую же комбинацию звукоснимателей имеет модель Fender Squier Affinity Jazz Bass RW, однако ее корпус изготовлен из ольхи — в этом и заключается ее отличие от вышеописанных бас-гитар Fender. А вот бас-гитара Fender Squier Vintage Modified Jaguar Bass RWотличается от «старших сестер» не только стильным корпусом из агатиса, в визуальном смысле делающим этот инструмент незаменимым для исполнителей гаражного рока и всякого «шестидесятничества». При аналогичных размерах и спецификации сааме интересное у этой модели скрыто от взгляда: комбинация звукоснимателей DuncanJB102 Single-CoilJazzBass у бриджа и DuncanPB101 SplitSingle-Coil у грифа и и активного усилителя (бас-бустера) обеспечивает очень мощной звучание бас-гитары в самом низком диапазоне. Расцветка корпуса — трехцветный санбёрст.

В свою очередь, бас-гитары разработки и производства бренда Ibanez сочетают современный дизайн корпусов и великолепное звучание, отвечающее всем требованиям как традиционной рок- и поп-музыки, так и всяческих «прорывов в неведомое». Именно такова весьма популярная бас-гитара Ibanez ATK 200 с корпусом натурального цвета (Natural) из ясеня, 22-ладовым кленовым грифом (из трех частей) с палисандровой накладкой с длиной мензуры 34" (864 мм) и радиусом скругления 240 мм. Лады — Medium. Крепление грифа к корпусу — на винтах. Ясеневый корпус обеспечивает инструменту глубокое звучание и хороший сустэйн, но здесь многое решает и электроника: во-первых, ATK 200 оснащен сдвоенным звукоснимателем-хамбакером CAP с трехпозиционным переключателем обмоток. А исключительная атака и разнообразие звучания инструмента достигается регулировкой встроенного трехполосного эквалайзера (Bass Boost/Cut, Mid Boost/Cut и Treble Boost/Cut). Естественно, имеется и регулятор уровня выходного сигнала. ATK 200 позиционируется производителем как универсальный инструмент и является таковым.

А вот бас-гитары Ibanez GIO GSR200-PW (расцветки PearlWhite, белый) и GIO GSR200-BK (расцветки Black, черный) воспринимаются музыкантской общественностью как инструменты начального уровня. Однако это очень серьезные, тем более за свою цену, бас-гитары активного типа. Спецификация аналогична ATK 200, однако корпус изготовлен из агатиса, а кленовый гриф выполнен из единой заготовки. Звучание этих инструментов в значительной степени подкреплено использованием комбинацией звукоснимателей Split-Coil / Single-Coil разработки Ibanez и активным эквалайзером с бас-бустером PHAT-II.


Еще одна модель позиционируется как бас-гитара начального уровня — это IbanezSR300, доступный в расцветках Iron Pewter (черный металлик), Pearl White (белый) и Candy Apple (оранжево-красный). Однако англо-американские эксперты утверждают, что SR300 звучит вовсе не как инструмент для начинающих и выдают ему одну из лучших возможных рекомендаций: «это именно та бас-гитара, за которую должен браться желающий освоить инструмент гитарист». SR300 отличается глубоким вырезом на нижней части корпуса, делающей игру легкой и эргономичной, с отличным доступом к нижним ладам. Спецификация схожа с упомянутыми моделями Ibanez, но кленовый гриф с палисандровой накладкой изготовлен из пяти частей, корпус же выполнен из агатиса. SR300 комплектуется звукоснимателями-хамбакерами EXF-4F у грифа и EXF-4R у бриджа, обладающими высоким уровнем выходного сигнала, а также трехполосным эквалайзером. Чехол к этой модели приобретается отдельно.


Аналогична по конструкции IbanezSR300 модель Ibanez SR370-SPB расцветки SapphireBurst (блестящий светло-синий). Отличия — другая модель бриджа (B120 вместо B105) и эквалайзер модели EQB-IIIDEQ с регулировками уровня выходного сигнала, BassBoost/Cut, Balance, MidBoost/Cut и TrebleBoost/Cut. Совершенно естественно, что SR370-SPB, как и SR300 очень легок в игре и предоставляет возможность исполнения музыки в любом стиле.

Инструменты бренда Yamaha представляют собой образец идеального компромисса между традицией и модернизмом — в первую очередь это относится к бас-гитаре Yamaha TRBX174, доступной в расцветках Black (черный), Red Metallic (красный металлик) и Violin Sunburst (состаренный санбёрст). Этот инструмент обладает конструкцией завидной механической прочности с корпусом из ольхи и традиционным креплением к нему на болтах кленового 24-ладового грифа с палисандровой накладкой. Длина мензуры — вновь 34" (864 мм), а радиус скругления грифа — 10" (254 мм). Классическая установка звукоснимателей — Single-CoilJazzBass у бриджа и Split-CoilPrecisionBass у грифа обеспечивает одновременно глубокий и уверенный основной тон инструмента и одновременно помогает поднять средние басы. Регулировки тоже классические — общий регулятор тембра плюс два регулятора уровня сигнала для каждого из звукоснимателей. И неудивительно, что TRBX174 так и остается одной из самых популярных моделей бас-гитар у Yamaha.

Весьма серьезным инструментом является пятиструнная бас-гитара Yamaha BB 415 BM расцветки Black Metallic (черный металлик), сравниваемая отдельными музыкантами с «компактным роялем» из-за известной механической отдачи при игре на бас-гитаре с числом струн более четырех. Корпус из ольхи формально взят от четырехструнной бас-гитары серии BB, однако 21-ладовый кленовый гриф с палисандровой накладкой и креплением на винтах посажен в корпус на 5 мм глубже. Данное конструкторское ухищрение позволяет и упрочнить конструкцию, и улучшить звучание и атаку. Длина мензуры — 34" (864 мм), радиус скругления грифа — 235/8" (600 мм). Два звукоснимателя Split Single Coil у грифа и один Soapbar Single Coil позволяют получить одновременно на удивление чистый и мощный звук.

Невозможно не упомянуть и о бас-гитарах начального уровня производства компании Rockdale. Модель JB, выпускаемая в расцветке Black(черный) — это реплика Fender Jazz Bass, а PB с расцветками Black (черный), White (белый) и Sunburst (санбёрст) — реплика Fender Precision. Корпуса у обеих моделей выполнены из липы; звукосниматели — Split PrecisionPB) и JazzBassPickups (JB). Имеются и пятиструнные модели RSB-JMB5 и RSB-STAGE5M5. Первая из них с корпусом из тополя, кленовым грифом и его палисандровой накладкой имеет в родственниках бас-гитары Ibanez серии BTB и оснащается звукоснимателями JB&MMB. RSB-STAGE5M5 является репликой бас-гитар Yamaha серии SR, и на ней установлены звукосниматели MMB с активными предусилителями. Так что музыканту, готовящемуся стать серьезным бас-гитаристом, есть с каких инструментов начать и на какие перейти.


Поделиться: