Обзор гитарных педалей эффектов

30.06.2015

Обзор гитарных педалей эффектов
1. Введение
Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный педалям модуляционных эффектов.

Под понятие модуляционных эффектов подпадает огромное количество самых разнообразных эффектов, начиная с едва заметного эффекта хоруса и заканчивая пронзительной кольцевой модуляцией. Практически все музыканты, за исключением наиболее упёртых зануд, хотя бы раз в жизни использовали хорус или флэнжер, и многие легендарные звуки знаменитых музыкантов основаны на таких эффектах, как стереохорус или фазер.


2. Определения
В электронике термин "модуляция" обычно обозначает различные способы комбинирования двух электрических сигналов — несущего с фиксированной частотой и модулятора, частота у которого переменная. В царстве звуковых эффектов термин "модуляция" используется в более широком смысле для описания различных эффектов, которые получаются при использовании описанных выше типов модуляции для искажения звукового сигнала с целью получить необычное звучание. Мы постараемся сфокусироваться на том, какой звук производит тот или иной эффект, однако приведем и некоторые технические подробности, которые позволят донести информацию более ясно.

К популярным модуляционным эффектам относятся хорус, флэнжер, фазер и тремоло. Современные музыканты обычно используют педали эффектов, рэковые модули или плагины для получения эффектов, которые когда-то давно создавали механическими способами, используя специальные устройства или "маленькие хитрости" для того, чтобы "выжимать" необычное звучание из обыкновенного сценического или студийного оборудования.

Давайте познакомимся поближе с этими эффектами, их историческими прототипами и современными версиями.

Педаль эффектов BEHRINGER UV300



3. Хорус
Это, бесспорно, самый популярный модуляционный эффект. Название произошло от слова "хор", то есть имитация нескольких исполнителей, играющих в унисон. В результате обработки хорусом звучание становится "большим" не только за счет возрастания громкости, но и потому, что каждый голос слегка отличается от другого. Если мы сыграем в унисон одну и ту же партию на нескольких инструментах, мы получим естественный эффект хоруса. Его можно слышать, например, в звучании струнной группы, в звуке фортепиано (поскольку каждый молоточек ударяет сразу по 3 струнам) и, конечно же, в звуке 12-струнной гитары.

Если одновременно воспроизводятся две ноты с разными частотами, за счет их взаимодействия формируются дополнительные суммарные и разностные частоты. Если частоты двух нот находятся очень близко друг к другу, разностная частота становится слишком низкой для распознавания ухом и начинает восприниматься, как отчетливые колебания громкости, или "биения". Настройщики акустических фортепиано специально обучаются слышать биения и по числу биений в секунду рассчитывать частотные смещения между чистыми и темперированными интервалами. Чем меньше разница по частоте, тем медленнее становятся биения. Многие традиционные инструменты, такие как орган или аккордеон, используют специальные "хоровые" регистры, или "хоры", в которых при взятии каждой ноты одновременно работает несколько труб или язычков. Насыщенность звучания такого "хора" может быть изменена с помощью индивидуальной подстройки каждой трубы/язычка.
.
Педаль хоруса позволяет получить звучание, очень похожее на только что описанное, однако оно создается с помощью более сложного процесса. Если ставить целью имитировать игру нескольких инструменталистов одновременно, то понятно, что какими бы идеальными не были наши воображаемые музыканты, между звуками всегда будет небольшая разница по времени и частоте. За счет этого и возникает эффект хоруса. Обычная педаль хоруса использует линию задержки, время задержки которой постоянно изменяется под воздействием генератора низкой частоты (LFO). Затем задержанный по времени сигнал микшируется (суммируется) с исходным. Теперь уже нетрудно сообразить, каким образом достигается эффект игры "нескольких исполнителей". Немного менее очевиден тот факт, что при этом одновременно возникают и легкие вариации по высоте. Если вы когда-либо экспериментировали с настройками педали задержки, наверное, обращали внимание на то, что изменение времени задержки оказывает влияние на высоту звучания. Отчего это происходит, проще всего объяснить с помощью модели классической ленточной задержки, в которой время задержки определяется скоростью протягивания магнитной ленты вдоль жестко зафиксированного блока головок. Если скорость постоянная, высота звучания не изменяется, однако, если мы начнем изменять скорость протягивания ленты, высота начнет изменяться — чем выше скорость, тем выше звук, и наоборот. В чем-то это напоминает эффект Допплера, когда поезд на высокой скорости проносится мимо — во время приближения звук выше, во время удаления звук ниже.

Основной принцип практически не изменился со времени выпуска в середине 70-х годов легендарной педали хоруса BOSS CE-1. Для достижения эффекта "большого" хоруса исполнители часто экспериментируют со стерео, то есть устанавливают два усилителя с независимыми эффектами хоруса на каждом или же на один усилитель направляют прямой (необработанный) сигнал, а на другой — звук хоруса. Такой подход породил специальные педали стереохоруса с различными принципами работы. Но наиболее часто сигнал хоруса разделяется и направляется в разные каналы с небольшой задержкой для получения различающихся по фазе сигналов. 


Гитарная педаль Chorus BOSS CE-5




4. Флэнжер
Эффект флэнжера во многом похож на эффект хоруса. И в том и в другом случае прямой сигнал микшируется с "задержанной" копией, а время задержки изменяется с помощью генератора низкой частоты. Ключевая разница — величина времени задержки. Флэнжеры обычно работают со временем задержки порядка 1 — 10 мс. Поскольку такое время задержки соответствует длине волны меньшей, чем длина большинства волн аудиодиапазона, возникает интересный эффект, называемый "гребенчатой фильтрацией".

Обработка флэнжером тембрально насыщенного звука, например, звука электрогитары, приводит к получению красивого слегка "присвистывающего" звука, более выразительного, чем эффект хоруса. Если подключить к эффекту флэнжера плохо изолированный кабель, вы сразу же услышите характерный пульсирующий звук — это гребенчатая фильтрация "вытаскивает" отдельные частоты из общего шума и то усиливает, то ослабляет их. 





5. Фазер
Классический звук фазера напоминает звук флэнжера. И это неудивительно — если смотреть с точки зрения теории, флэнжер является просто специфическим типом фазера. Хорус и флэнжер используют задержку с переменным временем, которая работает одинаково на всей полосе аудиочастот. Эффект фазера, он же эффект сдвига фазы, для задержки сигнала применяет широкополосный фильтр.

В данном вопросе непонятными могут показаться две вещи. Первое. Если, скажем, обрезной фильтр низких частот убирает из сигнала низкие частоты, обрезной фильтр высоких частот убирает высокие частоты, то широкополосный фильтр пропускает все частоты — какой же тогда в нем смысл? Второе. Зачем использовать лишний, на первый взгляд, фильтр в качестве задержки?

Ответ лежит в области фундаментальных свойств аналогового фильтра — даже если этот фильтр ничего не фильтрует, он все равно "что-то делает"! Любой фильтр или цепь эквалайзера привносит в сигнал определенное количество фазовых искажений. Для выполнения своей функции аналоговой схеме требуется определенное время, как правило, не очень значительное. В результате сигнал немного задерживается. Фильтры, выполняя свою основную функцию по подавлению тех или иных частот, попутно задерживают сигнал, причем одни частоты задерживаются больше, другие — меньше. Это приводит к "расстройке" фаз между частотами разных диапазонов. В радиотехнике это считается, как правило, негативным фактором, поскольку приводит к ухудшению качества звука, особенно при работе в стереополе. Именно поэтому эквалайзеры класса Hi End оцениваются по показателю, характеризующему, насколько низок у них уровень фазовых искажений.




Однако при работе в моно фазовые искажения либо проявляются слабо, либо не слышны вовсе, поэтому мы можем микшировать необработанный сигнал и выход с широкополосного фильтра — вот и весь секрет. Если задержка работает по всему спектру одинаково, возникает регулярная гребенчатая фильтрация, применение же широкополосного фильтра приводит к возникновению специфических "провалов " в спектре, зависящих от параметров самого фильтра. Многие фазеры, например, классический эффект MXR Phase 90, используют несколько фильтров, подключенных последовательно. Для периодического смещения полученных провалов по всему спектру используется генератор низкой частоты — богатое звучание фазера образуется именно благодаря применению отдельных генераторов НЧ для каждого фильтра. Большинство приборов позволяет управлять только общей частотой этих генераторов.

Описать звучание фазера на словах чрезвычайно сложно, однако этот эффект невозможно спутать ни с каким другим. Если у вас есть сомнения, послушайте партию Дэвида Гилмора (Pink Floyd) во вступлении к песне Have A Cigar, или весь первый альбом Эдди Ван Халена целиком. 



6. Тремоло
Это самый простой и самый древний модуляционный эффект — схемы тремоло встраивались еще в классические гитарные усилители Fender 50-60х годов. Генератор низкой частоты просто управляет громкостью сигнала. Результат может быть как едва заметным, так и весьма впечатляющим — все зависит от формы волны генератора, частоты и амплитуды. Синусоидальные волны звучат "мягче" в сравнении с квадратными, многие модели позволяют использовать промежуточные формы волны.

Контроллер глубины эффекта управляет максимальным ослаблением громкости — при максимальных значениях достигается ритмический "рубленный" эффект, примеры которого можно услышать в песне How Soon Is Now? группы The Smiths или в песне Boulevard Of Broken Dreams группы Green Day. Частота эффекта будет при этом управлять "темпом" ритма. 

Гитарный эффект Tremolo BOSS TR-2



7. Вибрато
Эффект вибрато — это циклическое изменение высоты звучания ноты (не путайте с тремоло — у тремоло периодически изменяется громкость!). Скрипачи, гитаристы и певцы могут создавать подобный эффект просто руками или голосом, и, возможно, именно поэтому подобный эффект не очень популярен в электронном "педальном" исполнении. Само собой, с помощью электроники можно получать намного более глубокое вибрато, чем, скажем, просто с помощью пальцев. Однако электронный эффект только включается и отключается, в то время как гитаристы (да и певцы) могут добавлять вибрато плавно, ближе к концу ноты. В общем, в электронном виде данный эффект лучше оставлять для новаторских экспериментов, в частности, для случаев, если вибрато сыграть руками физически невозможно, например, при игре аккордами.





8. Кабинет Лесли
Кабинет Лесли — наверное, самый громоздкий и сложный эффект из существующих, хотя многие музыканты считают, что несмотря на все недостатки, его невозможно заменить электроникой или программными плагинами.

Спикерный кабинет Лесли (и подобные ему приборы) называются по имени своего изобретателя, Дона Лесли. Изначально спроектированный для обогащения звучания органа Хаммонда, эффект Лесли в 60-е годы приобрел бешенную популярность в качестве постоянного "психоделического" компонента в музыке The Beatles, Cream или Jimi Hendrix.

Хотя данный эффект часто называют "эффектом вращающегося динамика", в оригинальном кабинете Лесли динамики были жестко закрепленными. Высокочастотный динамик (направленный вверх) нагружался двумя вращающимися рупорами, а низкочастотный динамик (направленный вниз) "ударял" во вращающийся ротор из пористого материала.

Все описанные выше подвижные механические устройства обеспечивают кабинету Лесли уникальное, практически невоспроизводимое электронными средствами звучание. С другой стороны, иметь настоящий кабинет Лесли — весьма сомнительное удовольствие, поскольку эта штука исключительно капризна в обслуживании и отличается просто легендарной ненадежностью.

Эффект Лесли — сложное сочетание тремоло, вибрато и других звуковых процессов. Тремоло возникает, поскольку каждый раз, когда рупор поворачивается к слушателю, звук становится громче. Быстрое вращение (особенно это касается высокочастотной секции), также создает изменения по высоте звучания благодаря эффекту Допплера (см. ранее раздел "Хорус"). Оба эти эффекта изменяются в зависимости от положения слушателя и дополнительно подчеркиваются с помощью близко расположенных микрофонов.

Ранние попытки воспроизвести звучание Лесли, возможно, не очень успешные с точки зрения достижения первоначальной цели, часто приводили к получению интересных и характерных эффектов, которые впоследствии заняли свое место в семействе других классических эффектов. Например, педаль Dunlop Uni-Vibe, изначально сконструированная для Джимми Хендрикса, обладает собственным уникальным звучанием, которое впоследствии неоднократно моделировалось.

Более поздние электронные имитаторы Лесли используют технологии физического моделирования для получения максимально аутентичного звучания. Это и в самом деле единственный способ более-менее достоверно воссоздать сложнейшее взаимодействие подвижных механических частей и электронных цепей, составляющее основу секрета звука Лесли.

9. Заключение
Модуляционные эффекты — это основа набора эффектов практически любого современного гитариста, однако их часто с удовольствием используют и исполнители на других музыкальных инструментах. Покупка одного эффекта обычно совершенно необременительна по деньгам, но при этом открывает широкий простор для экспериментов со звуком, особенно в случае присоединения к уже существующему сетапу. Доступный ассортимент эффектов (и, соответственно, уникальных вариантов звучания) на сегодняшний день невероятно обширен, а "педальный" формат гарантирует более быстрое освоение прибора исполнителем и обеспечивает широкий простор для экспериментов. Надеемся, вы прочитали данный обзор с удовольствием и узнали много нового и интересного. Осталось только добавить в свой комплект модуляционный эффект!

Моделирующая педаль эффектов DIGITECH XMS MAIN SQUEEZE. COMPRESSOR/SUSTAINER

Поделиться: