Покупаем первую примочку дисторшен

09.02.2015

Покупаем первую примочку дисторшен
Когда ты много лет играешь на гитаре, то время от времени возле тебя обязательно появляются знакомые, делающие первые шаги в освоении инструмента, и поэтому нуждающиеся в разного рода советах, за которыми они к тебе общаются. Одна из самых популярных просьб подобного рода - это помочь с выбором педали дисторшен. Ниже я попробую изложить суть своих рекомендаций. Но при этом надо понимать, что дисторшен - это самый популярный гитарный эффект в мире. И на свете существуют сотни, а то и тысячи самых разных дисторшенов. У многих людей целая жизнь уходит на поиски дисторшена своей мечты.

Гейн.

Это безусловно самая главная характеристика для педалей дисторшен, и для начала, независимо от того стиля, в котором вы играете, я бы рекомендовал брать педаль с серьезным запасом гейна. И в этом есть несколько резонов.

Во-первых, вам надо привыкнуть к мысли, что у вас еще нет какого-то определенного стиля игры. И каким он в конце концов будет, никому точно не известно. Есть очень много примеров того, как людям нравится слушать музыку одного рода, а играть они начинают что-то другое. Это как с волейболом или настольным теннисом. Очень многие люди любят поиграть, но при этом практически никто не посещает соревнования в качестве зрителей. По крайней мере, в нашей стране все выглядит именно так. Я вот, например, никогда не любил блюз, пока не купил гитару. При этом слушать блюзовые записи мне и до сих пор не особо кайфово, другое дело поиграть все это. И от этого никто не застрахован.

Во-вторых, если речь идет о первой педали, то вам в принципе неплохо бы изучить что такое дисторшен, со всеми его возможностями. Просто для понимания, нужно оно будет вам в будущем или нет. В хайгейне есть свои приятные возможности, которые возможно окажутся вам полезны. При желании всегда можно убрать количество гейна на педали. Это намного приятнее нежели ощущать, что вам не хватает гейна на той или иной “малогейновой” примочке. Подумайте о соображениях универсальности. Кто знает, что вам прийдется играть и с кем. Примочки с большим содержанием гейна подходят для гораздо большего количества стилей игры и жанров музыки. Неважно, будете ли вы все это играть, но просто всегда приятно иметь выбор и некую свободу действий.

Еще один довод в пользу большого содержания гейна заключен просто в удовольствии. Не секрет, что многие матерые гитаристы и серьезные гитарные преподаватели являются ярыми противниками большого гейна. Дескать, это делает звук грязным и мешает выработке правильного звукоизвлечения, когда из гитары буквально “выколачивают” хороший звук. Плюс, вы, возможно, и сами не имеете склонности к систематической игре тяжелой музыки. Все это может отвратить вас от мысли о “злом” гейне. Однако, подумайте о том, что невозможно превратить всю свою игру в “одно большое упражнение для пользы дела”. Иногда хочется просто удовольствия - подолбить один примитивный пауэр-аккорд или подвесить длинные сустейнистые ноты секунд по 20. Все это очень легко получается при наличии хорошего запаса гейна.

 


Помните, еще и о том, что вряд ли, купив свой первый дисторшен, вы сразу угадаете с выбором на всю жизнь. Скорее всего, вам когда-нибудь придется его продавать. Примочки, у которых приличное содержание гейна, уходят намного быстрее - это правда жизни. Поэтому учитывайте и этот фактор при выборе примочки. Именно, исходя из таких соображений, в свое время несколько моих друзей (тот же Олег Бочаров) купили для своих телекастеров (!!!) эффекты DigiTech Death Metal и Grunge, недорогие злобные педали, весьма надежные. Друзья остались довольны.

Регулировки.

Одна из самых коварных вещей в любом дисторшен - это то, что эти педальки могут совершенно по-разному сочетаться с разными гитарами и усилителями. Более того, они по-разному сочетаются даже с разными руками. Ярчайшим примером этого факта явились для меня визиты Джо Сатриани и Стива Вая в Россию. Я принимал участие в организации этих мероприятий и был свидетелем, как после отстройки звука на саундчеке, наши отечественные гитаристы-профессионалы пробовали немного поиграть через “комплекты” звезд гитары. И звук у них был, если честно, так себе. А потом на сцену выходили зарубежные мастера и звучали выше всяких похвал. И дело тут совсем не в том, что они обладают какой-то особенной техникой исполнения. Просто у каждого свои комфортные настройки и универсальных рецептов не существует.

Конечно, когда вы пробуете педали дисторшен, то желательно делать это на своей гитаре, и в такой же усилитель, на каком вы обычно играете. В этой связи я противник покупок примочек в интернет-магазинах, если вы только уже не знаете точно, чего хотите. Демонстрационные видео-ролики, конечно могут дать какую-то информацию, но в них кто-то посторонний играет на чем-то чуждом вам, плюс непонятно как оно записывается, часто в целях рекламы могут и “нахимичить” с записью. У меня было в свое время приключение с TC Electronic Rottweiler Distortion. Я буквально влюбился в эту примочку после просмотра ролика. А, купив, понял, что это совершенно не моё. Причем, педалька оказалась реально очень хорошая, но, увы, совсем не тот звук, который нужен лично мне. Аналогичная “прямо под копирку” история приключилась у меня с Ibanez Sonic Distortion. С тех пор я не особо верю в демо-ролики примочек, перед покупкой предпочитаю предварительно послушать.


Поэтому, независимо от вашей уверенности или неуверенности в примочке, я бы рекомендовал отдавать предпочтение педалям с максимально возможным количеством регулировок. У вас будет намного больше шансов накрутить что-то подходящее. И то, что вдруг бубнит или песочит при одних настройках, окажется роскошным сочным перегрузом при других положениях ручек регулировки. В частности, известно, что для многих людей, играющих тяжелую музыку, очень важна регулировка средних частот, которые можно прибрать, либо наоборот выделить. Не на всех примочках есть этот регулятор. В этой связи для меня одной из самых загадочных примочек всегда являлась популярная педаль Boss DS-1. Сколько лет я не пытался получить из нее приятный для себя звук - ни разу не получилось. Возможно, это связано с тем, что у нее всего один регулятор частот, и по хорошему к ней надо еще и отдельную педаль эквалайзера.

 

В этой связи мне заочно очень нравится новейшая Dod Boneshaker, которую буквально на днях презентовали на выставке НАММ-2015. Несмотря на стандартные размеры, регуляторов у нее более чем достаточно. Шесть ручек, из которых три “сдвоенные”, то есть состоят из верхней и нижней частей, которые регулируют разные параметры. В итоге, у вас фактически 9 регуляторов. Неплохой набор для примочки. Не у каждого комбика такой имеется.

Характер звука.

Конечно, так или иначе, каждая примочка имеет тяготение к какому-то конкретному характеру звука, ассоциирующимся с тем или иным артистом или жанром. Поэтому чтобы как-то сузить свой выбор педали из сотен возможных вариантов, нужно как-то учитывать и этот фактор. Мне лично всю жизнь нравился звук комбинации “Gibson + Marshall”. И я пытался воспроизвести её даже на телекастерах, которые у меня обычно оборудованы датчиком Seymour Duncan JB, изначально придуманном для того чтобы “получить леспол на телеке”. Если говорить только о звуке, то обычно я стремился к чему-то похожему на Jimmy Page и Slash.

Поэтому одной из самых приятных для своего слуха считаю Marshall Guv’Nor Plus, которая наиболее близка к классическому маршаловскому стеку - разве можно его не любить? Хотя, если быть честным, то эта примочка не так популярна среди гитаристов как любимец народа Marshall Jackhammer, который тоже выдает свой вариант перегруза в стиле маршаловских усилителей. И изначально, я играл именно на ней, поскольку хотел как можно больше гейна. Потом когда звукоизвлечение стало постепенно улучшаться, я уменьшал гейн, снижаясь до Guv’Nor Plus, и дальше к Marshall Bluesbreaker.



Чтобы это не выглядело рекламой, скажу об альтернативном Guv’Nor Plus варианте. Это Carl Martin PlexiTone, с практически идентичной идеей копирования звука перегруженного стека Marshall и близким к Guv’Nor Plus звучанием. Однако, я голосую за Marshall. У него больше регулировок, то есть он гибче и универсальнее. У Marshall все таки больше запас гейна. И плюс Marshall Guv’Nor Plus в отличие от PlexiTone может работать от батарейки. Ну и железные ручки регулировки на педалях Marshall выглядят более надежно и “неубиваемо”, на мой взгляд. А что касается звучания, то я не услышал в Carl Martin ничего превосходящего Marshall.



Говоря о характере дисторшен, надо помнить одну вещь. Изначально этот эффект зародился в недрах усилителей. И до сих пор самый лучший дисторшен - это именно звук больших дорогих ламповых усилков. Поэтому практически все педали дисторшен пытаются копировать те или иные усилители. Соответственно, если у вас есть понимание какие вам нравятся усилители, то можно облегчить поиск правильной педали, ориентируясь на сообщения “под что косят” те или иные примочки. В этой связи, я всегда рекомендую помимо “маршаловских” примочек обратить внимание еще и на “месовские”. Как ни крути, “маршаловские” и “месовские” усилители самые популярные в мире если говорить о перегрузах. Поэтому если вам нравится звук этих усилков, вы просто обязаны хоты бы попробовать их примочки. Возможно, это будет именно то самое, что вам нужно. У меня по крайней мере получилось это в отношении Marshall. Почему бы у вас не произойти подобной истории с Mesa Boogie?

Одно из удобств в покупке педалей того же бренда, что и усилители, состоит в том, что они практически всегда отлично сочетаются с “родственными” усилителями. Например, VOX V8 Distortion отлично звучит с усилителями Vox AC4 и AC15. Еще один дисторше от Vox - это один из моих вечных фаворитов, Satchurator, являющийся именной педалью Джо Сатриани. На мой взгляд, она практически в любой усилитель выдает очень современное плотное звучание с весьма хорошим глубоким гейном. Я бы точно сошел с ума, если бы такая была моей первой педалью дисторшен. На мой взгляд, эта педаль должна быть в первой десятке любого хит-парада дисторшен всех времен и народов.



Холодный байпас

Не смотря на то, что игра с эффектом дисторшен весьма приятна и возбуждающа, иногда приходится выключать перегруз, и играть что-то на чистом звуке. И вот тут у многих педалей есть один неприятный момент. Они продолжают менять звук даже когда эффект выключен. Помню в 90-ых годах меня это очень бесило в моей первой примочке перегруза Boss Turbo Distortion. Хочешь поиграть на чистом звуке что-то вроде “Stairway To Heaven”, а звук мутный и совсем без верхов. Не вытаскивать же педаль из цепи каждый раз когда есть желание поиграть без гейна?

Причина такого положения дел с некоторыми примочками - это отсутствие в электронной схеме “пассивного обхода” (он же холодный байпасс). Ныне значительная часть современных педалей дисторшен лишена этого конструктивного недостатка. Однако, при этом множество педалей сохраняют эту особенность. И тут нужно самому решать (и слушать) насколько это для вас важно. В любом случае, знать о существовании холодного байпасса просто необходимо. Чтобы в один прекрасный момент его отсутствие не стало для вас сюрпризом. А то ведь, частенько бывает, что люди слушают в магазине перегруз, и не обращают внимание на то, что происходит с чистым звуком, когда эффект выключен.

Незвучащие параметры

Если до этого мы говорили о звуке и том, на что он влияет, то сейчас необходимо вспомнить, что помимо звука, у педали есть и другие весьма важные характеристики, которые тоже могут в той или иной степени влиять на ваш выбор. Например, если вы играете не только в домашних условиях, то для вас могут быть важны размеры примочки, которую приходится таскать с собой на репетиции или концерты. Плюс в случаях походных вариантов нужно обращать внимание на материалы корпуса - бывают “педальки из пластика”, которые не очень хорошо переносят жесткие условия “рокерского рубилова”. Разные размеры и форма кнопок включения эффектов могут быть по-разному удобны для ваших ног. Цвет, комфортный (или нет) для восприятия ваших глаз в процессе игры. Варианты питания от батарейки (а иногда бывает и двух), либо блока питания. Чем больше вещей вы пронализируете перед покупкой примочки дисторшен, тем выше шансы на то, что это педаль у вас задержится. И это справедливо почти для любых других покупок. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Удачи вам с вашим первым (и последующими) дисторшенами!

Автор статьи: Сергей Тынку
Поделиться: