Гитарное кино. Выпуск 19. Billy Sheehan. Advanced Bass. Bass Day

14.03.2014

Гитарное кино. Выпуск 19. Billy Sheehan. Advanced Bass. Bass Day

Это второе из просмотренных мною видео Billy Sheehan, и тут, судя по названию фильма, в отличие от первого, адресованного начинающим музыкантам, речь пойдет о продвинутых вещах. В конце концов люди, которые знакомы с творчеством Билли, воспринимают его как едва ли не самого виртуозного басиста-фокусника. Поэтому если кому-то и говорить о чудесах на басу - то кому, как не ему?



Как и предыдущее видео, здесь все разбито на отдельные логические части. Судя по всему, оба видео были записаны в одно и то же время и возможно в один и тот же день. Все интерьеры одинаковые, одежда Билли тоже никак не различается. То есть он просто вошел в студию и дал жару.


Часть 1. Компрессия.


Билли объясняет, зачем ему нужен компрессор. Показывает, как он звучит с компрессией и без. Наглядно доносит мысли о динамическом диапазоне инструмента и как оно регулируется нужным образом посредством компрессии. Компрессор для баса такая же необходимая вещь, говорит он, как дисторшен для гитары. Разумеется, Билли рассказывает, как он настраивает свой компрессор. Люди-то часто спрашивают, как он его настраивает. Более десяти минут Билли говорит на всю эту тему.



Часть 2. Система двух звукоснимателей.


Много людей не понимает, почему у Билли на басухе два гнезда выхода звукового сигнала. К чему тебе два провода из инструмента? Когда-то давно у Билли был Fender P-Bass, с которым он начинал. Там был всего один датчик. А у его приятеля был бас Gibson с совсем иным датчиком. И Билли полюбил звук того баса. И тогда он поступил как настоящий новатор. Добыл себе гибсоновский датчик, снял пикгард с P-Bass, проковырял деревяшку и запихнул-таки себе второй датчик в Fender. А поскольку он не понимал, как сделать переключатель между двумя датчиками, то просто сделал второе гнездо выхода - типа у каждого датчика чтобы было свое. Ну и теперь он обычно втыкается сразу в два усилителя - на одном низы, на другом верхи. Таким образом на одном усилке у него нормальный стандартный бас для игры в группе, на втором пилильно-шредерский звук для флажолетов, теппинга, соляков, аккордов и прочего похожего на гитарный звук. А вот когда он сразу два включает - то полный оркестр. Кстати, датчики у него DiMarzio. Билли говорит, что John Paul Jones из группы Led Zeppelin поступает аналогично - “каждый датчик в свой усилитель”.



Часть 3. Усилители.


Волшебник раскрывает секрет рэковой стойки из первого видео. Итак, обычно Билли играет в два усилка (рэковых), каждый из которых предварительно имеет свои компрессор и предусилитель. Щедрыми мазками мэтр описывает все, что у него в рэке нажито непосильным трудом (шумодав, дисторшн). Вся эта конфигурация прошла тысячи концертов. Но Билли еще не остановился, и до сих пор крутит ручки на приборах в поисках приятных звуков. И это значит, вы тоже не должны тупо копировать его, а искать свое. Непрерывно.



Часть 4. Кастомный датчик Билли и техника правой руки.


Именной бриджевый датчик - он с одной стороны сделан в стиле датчика P-Bass, но со своими особенностями. Крышка там стоит, например. Ну и Билли подробно объясняет как это связано с техникой его правой руки - как пальцы задевают за магниты датчиков, как струны их касаются, что происходит, когда этого не случается, какой эффект от касания крышки, как это влияет на звук и скорость работы правой рукой. И пальцы летают и датчик очень близко к струнам. В общем, если я когда-нибудь решу купить бас, то какой там будет звукосниматель в бридже - я уже для себя выбрал. Спасибо, Билли. И, кстати, работа его правой руки не может не восхищать. Страшное просто дело. Интересно, он пробовал играть на классической гитаре когда-нибудь? Или фламенко дела всякие? Например, в Metallica басист (некто Роберт), судя по youtube, очень даже круто рубит все эти штуки родом из Андалусии.



Часть 5. Длина ремня.


Как я понимаю у профессионалов не бывает мелочей. Все на свете очень важно. Я никогда не видел ни одной школы, где бы обсуждался этот вопрос. И даже не предполагал, что его могут вообще включить на рассмотрение. Но вот грядет кусок открытий чудных. Билли говорит, что это важный вопрос и его постоянно по всему миру об этом спрашивают как лично, так и по мейлу. И вот Билли встает со стула. И посыл его такой - когда он сидит, или когда он стоит - бас у него занимает одну и ту же позицию, и от того руки, углы локтей всегда неизменны, и соответственно играет он одинаково. Вот она нужная длина ремня. Билли говорит, это очень важно. Интересно, а что бы ему на это ответили ребята типа Slash или Hetfield, чьи гитары обычно болтаются очень низко? Хотя сам Билли признает, что низко опущенный инструмент выглядит намного круче. И он даже показывает насколько. Я говорит Билли, видел море людей, выходивших на сцену и не имевших проблемы с игрой, только потому что гитара висела не на том уровне, на котором они привыкли играть сидя.



Часть 6. D-Tuner


Важная штуковина для стиля Билли - это небольшой рычажок на колке шестой струны. Одно мало-заметное движение и шестая струна настроена в рэ. Эдди Ван Хален ставил такие штуки на свой флойд, а вот Билли предпочитает голову грифа. По моему уже не существует причин пройти мимо гитары Билли - это идеальный инструмент - уникальные датчики, два выхода, и д-тюнер. Я вот уже почти верю, что лучше басухи не существует на свете.



Часть 7. Работа над техникой.


Ура! Прошло более получаса от фильма, и Билли наконец-то решил показать нам, как нужно, собственно говоря, играть на басу. Сейчас, говорит он, я покажу вам, как все изложенное (усилок, ремень, датчики и прочее) соединить воедино. И вот перед нами упражнение на основе мажорной гаммы. Очень надо сказать обычное такое распространенное упражнение (не знаю как в басовых, но в гитарных оно на каждом шагу). Нисходящий пассаж в одной позиции. Четыре ноты вниз, потом возвращаемся ко второй из раннее сыгранных и уже четыре ноты вниз от нее, и так далее. Билли говорит, это отличная штука для его правой руки. Если вы это будете играть, то сумеете сыграть все. Но и для левой руки оно тоже полезно. Кстати, вы можете играть это одной левой, без правой руки. Развивает руку теппинг левой. Это очень полезное упражнение, говорит Билли.



А потом Билли показывает как играть арпеджио на четырех струнах. И там у него особая техника правой руки, когда он одним пальцем скользит по нескольким струнам. Подобные арпеджио у обычных басистов это не очень часто встречающийся элемент музыки, но для ребят типа Билли вещица крайне необходимая.


Часть 8. Бенды грифом.


Множество людей донимает Билли вопросами по поводу того, что за диковинные вибрато он делает, беря ноту и потом хватая басуху и тряся ею в разные стороны. Перед нами проливается свет в том числе и на эту тайну. Прежде всего Билли заявляет, что у него не какая-то специальная гитара - обычная серийка и даже не кастом шоп. Вы можете делать на любой гитаре или на басу, лишь бы ремень все крепко держал. В общем, трясете инструментом, строй плавает. Красота.



Часть 9. Теппинг.


Ну наконец-то мы пришли к самой важной для басистов части. Что-то новое в этой части увидеть сложно. Билли не особо объясняет - типа вот смотрите как оно, мол итак понятно. Поэтому он в основном просто играет самыми разными видами теппинга - можно так, а можно эдак. Но слушается это очень круто. Виртуоз, что тут сказать.



Часть 10. Двигаемся по грифу.


Речь идет о смене позиций левой руки на грифе. Это для меня была самая странная и непонятная часть. Билли постоянно играет, его руки порхают нед грифом, он почти не говорит ничего. Я не могу понять, что вообще может быть сложного в смене позиций, тем более когда речь идет о знании для продвинутых. С одной стороны надо бы посмотреть эту часть еще раз, чтобы понять мысль маэстро, с другой стороны поскольку я не ощущал никакой потребности в изучении данного аспекта игры, то благополучно о нем забуду. А вы уж сами решайте - нужно оно вам или нет.

Часть 11. Бенды.


Ну да, речь идет еще об одном приеме, который Билли украл у гитаристов. Ничего нового и особенного - техника древняя и хорошо известная. Другое дело, что в гитаре оно производится не только безымянным пальцем с поддержкой указательного и среднего (это показывает Билли), но и всеми другими пальцами. Было бы интересно посмотреть, как Билли на басу сделал бы бенд на тон, в духе B.B.King. Но увы. Только безымянный, и иногда мизинец (ясно дело с поддержкой остальных пальцев).



Часть 12. Флажолеты.


Кто из нас, гитаристов, не любит сделать медиаторный флажолет? Его суть в том, что ты помимо медиатора касаешься струны еще и подушечкой большого пальца правой руки. Билли воспроизводит этот эффект при помощи двух пальцев правой. Слушается это все безумно и крайне сложно понять для чего это нужно людям, которые играют на бас-гитаре. Но отрицать крутизну невозможно. Мне кажется для этого трюка не все пальцы всех людей подойдут.



Часть 13. Октавы.


А вот эту штуку, сообщает Билли, он подрезал у пианистов. Выглядит это монстроидально. Правая рука теппингом выбивает две ноты в октаву разницей, левая две ноты в октаву - эдакий барабанно-угарный теппинг с признаками пулеметной очереди. Нормальный басист вряд ли сможет без этого прожить.



Часть 14. Влияния.


Его постоянно спрашивают. Но, конечно, влияний на него было очень много. Ну, разумеется, Пол Маккартни. А еще Гедди Ли, Стинг - поющие басисты крутые. Ну и далее идет перечисление басистов. А еще были пианисты типа Оскара Питерсона и разного рода классики. ну и влияли гитаристы, барабанщики, саксофонисты. Большой список, включая Пако де Лусиа. Если честно, то я не очень понимаю зачем было записывать на видео часть типа этой. Это материал для обычного интервью в журнале по идее. Хотя посмотреть как Билли на басу пытается подражать Пако де Лусиа весьма прикольно.

Часть 15. Заключение


“Все, что вы увидели - это я во всей своей красе, мой стиль, мои фишки, мое понимание. Но вам нужно стремиться быть самим собой. Я по сути показал вам шаги, по которым развивался. Вам не нужно их копировать - вам просто надо в тех же направлениях посмотреть, что оттуда взять для себя подходящего. То есть не нужно брать то же самое оборудование. Но задуматься о компонентах и составляющих необходимо. И когда за годы вы соберете все это свое - то у вас будет свой стиль.”


Ну вот и пролетели буквально моментом полтора часа следующего фильма от Билли. Не стал бы я называть это видеошколой. Это можно назвать действительно фильмом. Типа познакомьтесь с Билли - вот в чем состоит его персональный стиль по части техники, оборудования и вообще мыслей. Разумеется, когда пытаешься представить сколько сил и времени на все это затрачено, просто срывает башню.


В прошлом обзоре я говорил, что у меня целых три фильма. И поэтому сейчас я кратенько напишу про заключительную часть басовой трилогии. Конечно, у Билли есть и другие видео-записи, но тут одно издательство, одна серия, поэтому я воспринимаю это как единое целое. Итак, Bass Day '97.




Перед нами часовая запись с мероприятия, которое организовали американские журнал Bass Player и организация Bass Collective NYC. Они собрали воедино крутых басистов, производителей басового оборудования, басовых студентов и фанатов на шоу, которое включало в себя мастер-классы, выступления, интервью, демонстрации и прочие элементы басового праздника.


Ну и вот в фильме мы видим как Билли в одиночку играет на басу и общается с народом. Чем-то это напоминает мероприятия в МузТоргах. Билли, конечно, адский музыкантище. Хотя слушать сольные шред-запилы на басу - мне лично было крайне сложно для моей слабой психики - думал, натурально свихнусь. Хотя для людей, которые учатся играть, увидеть весь эти невероятные горизонты до которых может докатиться умение играть на басу - это конечно бесценно. По сути это та же видео-школа - Билли объясняет и показывает. Но, в отличие от предыдущих двух видео, он играет тут в разы больше. И все время на каких-то космических виражах. А так все ожидаемо - народ задает вопросы, басовый бог милостиво отвечает. Удачи вам в том чтобы достичь уровня Билли!



Автор текста: Сергей Тынку

Поделиться: