Гитарное кино. Выпуск 18. Billy Sheehan. Basic Bass.

13.03.2014

Гитарное кино. Выпуск 18. Billy Sheehan. Basic Bass.

Как-то раз я летел в самолете по небу, и в моем планшетнике откуда-то был “трехтомник” от Billy Sheehan. И хотя я не являюсь бас-гитаристом, и не собираюсь им становится, мне было интересно посмотреть три этих фильма, прежде чем окончательно стереть их из компьютерного устройства. Итак, издательство Alfred представляет.



Basic Bass - как явствует из названия это видео ориентировано на начинающих и в нем будет рассказано об основах. Если честно, то Billy Sheehan совсем не ассоциируется у меня с басухой для пионеров, и мне сложно представить чтобы кто-то из начинающих решил начать именно с этого музыканта. Мне казалось “бас для начинающих” - это должно быть что-то типа “разбираем песни битлов”. Но как бы то ни было - перед нами Билли и сейчас мы узнаем, что он предлагает нам в качестве стартового блюда на пути басизма.


Итак, начинается все это дело с речи, в которой Билли, сидя на фоне пульта и без инструмента, рассказывает о том, что это видео будет для начинающих. Неплохое интро.



Часть 1. Выбор инструмента.


“Если вы решили играть на басу - то вам обязательно нужен бас” - золотые слова Юрий Бенедиктович хочется сказать в адрес Билли. “Вот у меня, например, отличный Yamaha, которые делают много клевых басов. Для меня вот важны бридж, датчики, корпус, ручки, гриф, колки… дерево… А еще очень важно как бас на вас лежит на колене или висит, насколько вам удобно”. Какое-то время Билли рассказывает о том какой должна быть длина вашего ремня и на что оно влияет. Один из важных факторов выбора - количество струн (минимум нужно 4). Более десяти минут Билли говорит о выборе баса, останавливаясь подробно на таких вещах как удобство, звукосниматели и прочие важные вещи от которых по идее у начинающего должно сорвать крышу.



Часть 2. Правая рука.


Начинается все с того насколько важно правильно расположить бас относительно тела. Далее речь идет о постановке правой руки. Ну и конечно, Билли наконец-то начинает показывать как правая рука должна извлекать ноты. И, разумеется, он советует делать это ритмично. Сначала идут упражнения одним пальцем на паре струн. Затем количество струн и пальцев растет. И надо, конечно, работать с метрономом. С самого начала. Это очень важно. Подробно останавливается на том, как играть по четыре ноты на струне тремя пальцами правой.



Часть 3. Слэп.


Билли берет свой знаменитый именной бас и начинает рассказывать о слэпе . Что такое слэп я примерно представляю после альбомов RHCP. Итак, все на самом деле произошло от того, что у людей не было барабанщиков, и они пытались делать это на басу, типа заменяя удары по бочке и рабочему барабану. В результате Билли достаточно подробно показывает как оно происходит. Если честно, я совсем не уверен, что этот материал будет по зубам начинающему басисту, однако, он по крайней мере будет знать, что это такое в принципе и куда стоит стремиться.


 

Часть 4. Левая рука.


Попробую кратко передать основной посыл Билли. “Вы ребята изучите ноты, уделите время, чтобы понимать о чем я говорю. Люди спрашивают постоянно какая гамма у меня основная. Так вот, это мажорная - до, рэ, ми, фа, соль, ля, си. И знание этой гаммы вам очень поможет в жизни, парни. Я говорит он использую на каждой из струн всего три позиции (1 - нота, полутон, тон; 2 - нота, тон, полутон; 1 - нота, тон, тон;) и эти три позиции он применят по всему грифу. Давайте же поиграем мажорную гамму разными способами по грифу. Но гамма - это не все. Вот локоть вашей левой руки - от его расположения также очень много всего зависит. Вот смотрите как надо бы его ставить. А вот как можно по всему грифу рубить разные паттерны, основанные на гамме.“



Часть 5. Не гаммами едиными.


“Гаммы и пассажи из трех нот на струне - это хорошо, но надо их иногда разнообразить - вот например куски из двух нот и они тоже хороши. Совсем коротенькая часть, но тоже весьма полезная.”



Часть 6. Ритм.

“Музыка - это по большому счету всего две вещи - мелодия и ритм. Последний весьма важен. И связь баса с барабанами - это крайне важно. И главное - это оставаться в ритме даже когда все остальные музыканты в группе унеслись бог знает куда. У вас есть нога - стучите ею по полу и учитесь играть ритмично при помощи этой ноги. И метроном тоже нужен. Я вот на гастролях когда есть свободное время, сижу в отеле и занимаюсь с метрономом, самыми простыми вещами. Вот начать можно играть по одной ноте на удар. Или по одной между ударами. А вообще можно сделать миллион разных комбинаций с той же ногой.”


Часть 7. Накрываем бочку.


“Слушайте что барабанщик играет на бочке. Вот ваш основной ориентир. С этого надо начинать. И если вы будете попадать в бочку, то никогда не облажаетесь. Барабанщик может вытворять бог знает что на своей установке и там легко запутаться, а вот бочка - она всегда наиболее прямолинейна.”


Часть 8. Тоника, пятая ступень, октава.


“А вот вам фундаментальная основа чуть ли не для всей музыки на свете. Это такой ход как тоника, пятая ступень, октава. Вот смотрите сколько всего можно сделать с этим и как вообще этим пользоваться.”


Часть 9. Простейшие басовые партии.


“Ну вот теперь из того, что мы изучили давайте попробуем состряпать простейшие басовые партии. Вот смотрите как оно играется”. Перед нами четыре примера от двух до четырех тактов. Действительно простых. Но и их надо играть с метрономом.


Часть 10. Играем в разных стилях.


“Вот три небольших примера басовых партий в разных стилях. Вот кантри, вот рок, вот метал. Как видите все по разному в разных жанрах”.


Часть 11. Используем усилок


Если честно, то я не очень понимаю почему эту часть поместили в конец фильма. Ведь по идее пользоваться усилителем басист должен был прямо сразу же после покупки баса. И начать заниматься уже с усилителем. Это же акустическая гитара. Ничего правда сверх естественного Билли не сообщает в этой части. Любой вменяемый человек даже без этого видео сможет понять как работают ручки усилителя просто покрутив их минуты две.



Часть 12. Смена струн.


Билли показывает как быстро он меняет струны. Поражает, что он при этом крутит колки голыми руками по старинке. И не использует никакие “вертушки”, облегчающие вращение колков. Процесс смены показан полностью, начиная с момента как Билли достает конверт со струной из пачки. Ну и, разумеется, он показывает как правильно наматывать это дело на колки, какие там должны быть углы и прочие хитрости. Увлекательное зрелище, надо сказать. После установки струны Билли тянет ее со всей силы и подкручивает колок.



Часть 13. Настройка.


Демонстрация того как пользоваться тюнером. Билли показывает интересную вещь - как плывет строй в зависимости от положения инструмента в пространстве. Показывает как должно строить по флажолетам на 5 и 7 ладам.


Итак, полутора-часовой фильм подошел к концу и мне нужно как-то складывать в голове результаты этого просмотра.


Во-первых, мне захотелось купить бас и попробовать на нем научиться играть. Во-вторых, мне стало казаться, что я все понял из объяснений Билли и действительно знаю как именно (в каком направлении) можно научиться играть на басу на какому-то начальном уровне. А в-третьих меня очень позабавила забитая под завязку в человеческий рост рэковая стойка позади Билли - они сидит на против нее на протяжении всего фильма. Очевидно, это то о чем басит будет мечтать всю свою долгую басовую жизнь.


Если говорить о начинающих людях, никогда не державших в руках ничего струнного, то им, конечно, будет нелегко заниматься по этому пособию - серьезный труд, направленный на развитие техники и ритмики, фундаментальная основа. Как и любая работа в музыке это может показаться невероятно скучным занятием - отрабатывать движение пальцев. Ничего такого музыкально соблазнительного Билле не предлагает. Это не школа, построенная на обучении через освоение популярных риффов и вкусных фишек. Это скорее что-то более близкое к спорту. Тебя учат бегать, учат падать, учат бить по мячу, и только когда-то потом ты наконец-то будешь играть в футбол. Если научишься.


Надо сказать, что к этому DVD прилагается весьма объемный (более 30 страниц) буклет. Он сделан на совесть - подробнейшие ноты и табулатуры, распальцовки, фотографии и тексты, которые в краткой форме передают речи Билли. Один этот буклет - уже учебник сам по себе.


P.S. Я планировал в один обзор запихнуть сразу три фильма, но не получилось, поэтому про остальные две серии этого увлекательного зрелища поведаю позже.


Автор текста: Сергей Тынку

Поделиться: