Пол Аллен. Жизнь с гитарой. Часть 1

21.11.2013

Пол Аллен. Жизнь с гитарой. Часть 1

Сидя в синей ложе шикарной частной зоны музея EMP в Сиэтле, Пол Аллен высекает кучу нот из легендарного Fender Stratocaster выпуска 1968 года, на котором Jimi Hendrix играл на фестивале в Вудстоке. "Эй! - восклицает Пол со счастьем, которое более свойственно шестилетнему мальчишку, получившему пояс Бэтмана на новогодние праздники, - Какой же здесь клевый гриф, гладкий, масляный и просто идеальный для быстрой игры! Ах!".

Удивительно, но это вообще первый раз, когда Аллен играет на этой гитаре, при том что он купил ее на частной распродаже аж в 1993 году за целых 1,3 миллиона долларов. Легендарный страт - это одна из жемчужин в королевской коллекции музея EMP (Experience Music Project), обители рокенрольной культуры, который Пол основал в 2000 году. Обычно этой гитары касаются только руки кураторов в белых перчатках, но сейчас-то почему бы и не поиграть? Ведь гитара принадлежит Полу, как впрочем и весь музей.

 



Как хороший гитарист, Аллен знает, что гитары рождены, чтобы на них играли. Даже иконы рок-культуры, типа этого страта, в конце концов все-таки музыкальные инструменты, и поэтому они могут звучать, и на них просто нужно играть, при определенных обстоятельствах. Вот почему Аллен позволил Kenny Wayne Shepherd сыграть на этой гитаре на шоу Late Night with Jimmy Fallon, что проходило в New York’s Beacon Theatre в рамках Experience Hendrix Tour in 2010. И именно поэтому хорошие люди из музея любезно вытащили эту гитару из экспозиции, чтобы снять для обложки журнала и интервью с Полом.

"Последний раз, когда я держал в руках эту гитару, там были оригинальные струны, - говорит Аллен. - Они были ржавые и стояло все наоборот, вместо шестой первая и так далее, потому что Джими был левшой. А сейчас первый раз, когда я вижу этот инструмент в нормальном играбельном состоянии. И надо сказать, отличный гриф".

 



Вудстоковский страт - это, без сомнения, один из самых мощных символов рок-музыкального безумия, просто флаг той фриковой свободы конца 60-ых годов. Поэтому немного необычно видеть такой инструмент в руках 60-летнего мужчины, одетого в строгий костюм бизнес-стиля. Однако, несмотря на консервативный имидж, сердце Аллена никогда не теряло связи с рокенролом.

Исчерпывающее доказательство этой любви можно найти на свежем альбоме "Everywhere at Once", который Аллен записал со своей группой Underthinkers. Классический рок с правильными добавками блюзовых и кантриевых тонов, к нему приложили руку многочисленные рок-звездные друзея Аллена. Такие как Joe Walsh, Chrissie Hynde, сестры Ann и Nancy Wilson из группы Heart, David Hidalgo из Los Lobos.

"Делать этот альбом было забавным, и в тоже время я ощущал, что это награда для меня. За последние полтора года мы придумали более 70 песен. Мне в жизни повезло сыграть с некоторыми величайшими гитаристами в истории рок-музыки. Невероятно здорово, если кто-то из них играет на твоем альбоме".

Вообще, надо сказать, что даже просто сказать, что "Полу повезло в жизни", будет недостаточно. В 1975 году он вместе с Биллом Гейтсом основал компанию Microsoft. А сейчас возглавляет Vulcan Inc., чей холдинг помимо прочего владеет компанией Ticketmaster, а также командой по американскому футболу Seattle Seahawks NFL, баскетбольной командой Portland Trail Blazers NBA, футбольной командой Seattle Sounders MLS. Есть у него и другие активы, также он занимается благотворительностью через специальный фонд Paul G. Allen Foundation. Ориентировочно его состояние оценивается в 15 миллиардов долларов. Журнал Time включает его в список ста самых влиятельных людей в мире и, разумеется, он постоянно присутствует в списках богатейших людей по версии журнала "Форбс".

И он при этом успевает находить время для рокенрола. "А как ты не можешь найти?" - спрашивает он.

Аллен - это тихий человек себе на уме. Тонкие остроты выглядят наиболее предпочтительной формой его юмора. Кажется, что он управляет всем легко и незаметно, а люди вокруг него просто заранее отстроены под его настроение, желания и вкусы. Блестящие, безукоризненно чистые очки увеличивают ощущение его скрупулезной точности этого человека. Хотя иногда может показаться, что ему не совсем комфортно в своем теле, как это часто бывает с компьютерными асами, когда они выходят за пределы языков программирования и двоичных кодов.

"В школе моими приоритетами были две вещи - это программирование, которое меня полностью влекло, а вторая - игра на гитаре. В итоге программирование стало моим призванием, но при этом я никогда не прекращал играть на гитаре. Все эти годы, начиная с первых дней Microsoft, когда я программировал до трех утра... Помню, придешь домой на адреналине, поставишь какую-нибудь музыку и начинаешь играть вместе с ними. Тогда это могло быть что-то типа Bad Company и Ted Nugent, или еще что-то. Хоть и медленно, но я стал лучше играть за все эти годы, и моя игра все еще улучшается".

Аллен ребенком сначала учился скрипке, но потом переключился на гитару, поскольку взрыв рока в середине шестидесятых захватил буквально все вокруг него. Знакомая девчонка сначала познакомила его с записями The Monkees, а потом, год спустя, с Are You Experienced, дебютным альбомом Jimi Hendrix.

"Это был момент, который изменил всю мою жизнь. Я думаю, мне было 14 лет, когда я это услышал и эта музыка была как будто с другой планеты".

После того как Пол сходил на концерт Хендрикса в Seattle Center Coliseum 23 мая 1969 года, его пожизненное увлечение Хендриксом и гитарой стало окончательным и бесповоротным. И это после первого рок-концерта в жизни Пола. В подростковые годы Пол переиграл на нескольких дешевых акустических и электрических гитарах, которые купили ему родители. Он обучался классической гитаре, а также участвовал в блюзовых джемах с одноклассниками. Первая гитара, которую можно назвать серьезной, появилась у него только в колледже - это была шестидесятых годов "длиннорогая" Danelectro 4123.

"Я начал играть с соседом по комнате в общаге колледжа. Парень, которого звали Mike Haspert, продал мне Danelectro за полтинник баксов. Он вырезал символ пацифик на пикгарде и снял немного краски с грифа, поскольку ему было интересно слоев краски там. Мы пробовали играть такие песни как Rock and Roll, Hoochie Koo и Funk #49. Было это в 1971 или 1972 году".

Спустя несколько лет, когда только образовалась компания Microsoft, у Аллена появился его первый Fender Stratocaster, инструмент, которому во многих отношениях было суждено стать судьбоносным. "В Сиэтле на First Avenue было навалом комиссионок. Нет сомнений, что хендрикс, какие у него гитары бы не были, именно туда бы и пошел за стратами, которые были в витринах. Именно так я думал, когда заимел свой первый страт, белый, 76 или 77 года".

Сейчас у Аллена есть несколько невероятных трушных винтаджных стратов, но для каждодневной игры и работы с группой он предпочитает относительно новые серийные модели Fender American Vintage Hot Rod с кленовыми грифами и датчиками Van Zandt Vintage Plus либо Seymour Duncan Classic Stack Plus STK-S. Ну а когда он все-таки берет в руки винтаджные гитары, то его любимая - это 1963 года страт цвета Fiesta Red с очень редким корпусом из махогони. Он купил его в Лондоне несколько лет назад. "Я купил его исключительно потому, что он хорошо звучал и только потом обнаружил, что там корпус из махогони и вообще это раритетная гитара".

Перевод: Сергей Тынку




Поделиться: