Гитарное кино. Выпуск 15. Tim Lerch. Blues Guitar Road Trip

26.08.2013

Гитарное кино. Выпуск 15.  Tim Lerch. Blues Guitar Road Trip

 Блюз - это такое явление, которое кажется буквально каждому меломану очень хорошо знакомо и понятно. Однако, когда вы начинаете погружаться куда-то вглубь этого стиля, то выясняется, что на под крышей "блюза" уживается множество самых разных течений и направлений. И это касается не только блюза, взять тот же метал. Трэш, Спид, Прог, Блэк, Дэт, Пауэр, Симфо, Грайнд-кор, Хард-кор, Мелодик-кор и т.д. Говорят, что настоящие знатоки тяжелой музыки за три минуты без труда перечислят ровно пол-сотни направлений. Честь им и хвала за это. А это видео для тех, кто собирается стать знатоком (или даже умельцем) блюза. 


 Дорожные похождения блюзовой гитары - так бы я перевел название этого фильма. И как во многих блюзовых школах здесь упор идет на то, чтобы показать насколько блюз бывает разным, какие существуют направления, чем они отличаются и выделяются. А поскольку большая часть различий в этой музыке происходят по причине различного географического положения родины того или иного стиля, то дорога и  путешествия в пределах Америки выглядят вполне обычным делом. Когда-нибудь в России возможно тоже сделают пособие по шансону, где исследуют как различаются суровые мужские песни на расстоянии к примеру от Хабаровска до Геленджика. Но пока это не произошло, будем наслаждаться блюзом.  


tnq_01.jpg

Фильм состоит из девяти частей с характерными названиями:

  • Chicago Blues Shuffle
  • Texas Boogie  
  • Memphis Sliding Rhythm 
  • B.B.’s Secret
  • Emerald City Blues   
  • New Orleans Rumba Blues    
  • West Coast Jump Blues  
  • Uptown Jazzy Blues  
  • Winnipeg Blues


Tim Lerch, бородатый дядька с  внешностью работяги, берет в руки пару побитых жизнью телекастера правильного желтого цвета и начинает показывать все как есть. Телекастеры в этом видео совсем не случайны. Если зайти на официальный сайт Тима, то мы увидем отличный слоган "Taste, Tone and Telecaters", а в списке оборудования такие вещи как несколько Fender Custom Shop Nocasters, Fender 1954 Telecaster, Fender Subsonic Telecaster (есть даже фотка дивана со всеми этими сокровищами). Я заостряю на этом внимание поскольку на этом видео очень правильный звук и помимо самого блюза у нас есть возможность понять, что такое хороший телекастер в правильно заточенных американских руках человека, который играл блюз с детства. Потому что все вокруг играли и это было очень естественно.  


2.jpg


Обучение происходит в доступной ненапряжной манере. Тим придумал к каждому стилю по небольшой пьесе из одного-двух квадратов. Соответственно он показывает как играть ритм-партию. Потом как играть соло-партию. В некоторых стилях у нас нет раздельных партий - там всего одна гитара. Ну и соответственно в примеры пьес, которые показывает Тим включены все фирменные стандартные фишки (бенды, тернэраунды и т.д.), которые используются в блюзовой гитаре. Тим показывает все очень подробно. Проигрывает куски в разных темпах, говорит какие пальцы как куда можно ставить и о чем вообще думать в течении исполнения того или иного фрагмента. Он говорит про все концепции соло типа "вопрос-ответ" и прочих вещей, которые должны происходить у вас в голове. 


Плюс иногда он немного подпевает и вы таким образом понимаете как из этого всего можно сделать песенный материал, а не просто инструментальные пьесы. По сути, пьесы которые показывает Тим - это готовые песни. Ритм у вас есть, соло тоже. Осталось только придумать текст в духе "мой герлфренд послал мне нафиг" и можно будет давать концерть для соседей с оркестром кухонных принадлежностей. 


3.jpg

По идее если вы выучите весь представленный на видео (и в буклете с нотами/табами) материал, то в мире блюза для вас не останется каких-либо глобальных секретов. Вы должны будете уметь играть блюз. Хотя блюзмен, научившийся играть по книгам и учебным фильмам - это звучит несколько не совсем трушно. Хотя какая вам разница трушно оно или нет если вы будете получать удовольствие от музыки? В конце концов если музыка не дается вам без учебных пособий, то уж лучше музыка с пособиями, чем немузыка без пособий. Это как анкедот о том, что "лучше любовь со спидом, чем спид без любви". Никто из больших блюзменов не стесняется говорить о том, что какие-то вещи они подсмотрели у кого-то другого, а какие-то их научил кто-то посторонний. Какая разница - был ли он живой или записанный на видео? Поэтому не отказывайтесь от идеи учиться блюзу по фильму. Это в любом случае в тысячу раз более почетно нежели смотреть сериалы и прочую муть, которую льют на наших головы из ящика. 


В конце концов, вам кстати совсем и необязательно учиться по данной школе. Это и просто посмотреть достаточно увлекательно и разумеется развивает кругозор. А то ведь не дай бог в каком приличном обществе зайдет разговор о том как по-разному развивалась блюзовая гитара в Чикаго и Техасе, а вы вдруг и не поймете вообще о чем речь идет. Это же будет то, что называет конфуз с небольшими элементами позора. А так если, если вы освоите базовые навыки блюза, то никакое жизненное приключение вам не страшно - сосед отравил собаку, жена ушла к лучшему другу, хулиганы нацарапали плохое слова на двери машины - вы берете в руки телекастер и играете блюз во всем его разнообразии. 


4.jpg


Сам Тим играет очень легко и расковано. Материал действительно выглядит совсем не сложным по части техники. Другое дело, что звукоизвлечение, вибрато и бенды - над этим можно работать всю жизнь. В этой связи очень интересно выглядит как Тим демонстрирует стиль B.B.King, исполняя на телекастере партии, которые в оригинале были сыграны на Gibson. После этого понимаешь, что секреты звука не только в инструментах и оборудовании, но и в руках в очень большой степени. 

Скажу еще об одной вещи. Кто-то после всего это описания может ошибочно подумать, что действительно сможет научиться играть блюз просто после одного фильма. Увы, волшебных фильмов не бывает даже в эротическом кино. Поэтому в гитарном их нет и подавно. Возможно вы поймете принципы блюзовой игры и начнете разбираться в направлениях. Однако, одна из глобальных вещей в блюзе ее в этом виде нет. Речь идет об импровизации. И ей посвящены тонны различных пособий всех форматов. Это, наверное, будет следующим шагом для людей, успешно прошедших этот полутора-часовой фильм. Научиться импровизировать в рамках того или иного стиля. А потом потратить лет 20 на выступления в мелких грязных клубах перед пьяной публикой. И только тогда, если вым повезет то возможно вы будете иметь право говорить о том, что умеете играть блюз. 



Автор текста: Сергей Тынку

Поделиться: