Гитарное кино. Выпуск 8: The Guitar of Chet Atkins

01.03.2013

Гитарное кино. Выпуск 8: The Guitar of Chet Atkins

На свете развелось так много видеошкол, посвященных искусству фингерпикинга (пальцевый стиль звукоизвлечения), что нормальному обычному человеку можно запросто спятить и потеряться от этого вселенского изобилия, подобно тому как сходили с ума лет тридцать назад простые советские люди, волею судеб оказавшиеся в американском супермаркете с двумя сотнями сортов колбасы.

Когда человек ощущает потерянность - он ставится легко уязвим для распространителей той или иной религии, начиная от верований в бога и вплоть до алкогольного братства. Основной аргумент в этом как правило один - ты потерял основы, почва выбита у тебя из под ног и твоему качающемуся на волнах плоту неплохо бы наконец-то приплыть к какому-нибудь острову, где ничего не шатается и можно твердо шагать.

Что есть основа, школа и базис в пальцевой акустической гитаре? В нашей стране много всего перевернуто с ног на голову, многое неизвестно большинству народа, и многое страдает от той или иной степени искажения. Поэтому не каждому гитарному маньяку известно имя Chet Atkins, при том что это столп мирового гитаризма, один из его отцов и основоположников. Это как Бах в классике, как Паганини в скрипке, как Хендрикс в электрогитаре, как Маркс в марксизме.


Все эти милые люди типа Tommy Emanuel (до сих пор играющий вещи Эткинса) или Mark Knopfler (не говоря о других) просто бы не существовали как музыканты и творческие единицы, которых любит народ, если бы не было Chet Atkins. Не даром в Америке Чета звали не иначе как Mr. Guitar - короткое емкое прозвище отца "пальцевой" гитары. И даже сам Jeff Beck постоянно отмечает роль Чета в мировом гитаризме в общем и в своей божественной игре в частности.

В общем, если вы играете на электрогитаре без медиатора, или играете на акустике (но не в стилях фламенко, "классик-гитара", "подъездный бард"), то без Чета вам никуда. Можно, конечно, изучать творческое наследие других мастеров, но это уже все будет слегка вторично, поскольку придумал все это и довел до совершенства именно он. Поэтому, возможно, имеет смысл обратится к первоисточникам. За тем самым сокровенным знанием.


И вот перед нами фильм с мастер-классом Чета. Звезды такого масштаба не всегда соглашаются участвовать в записи учебных гитарных видео. Например, я никогда не видел ничего подобного с James Hetfield или Jimmy Page. Хотя при этом, например, существуют фильмы с Brian Setzer и Tony Iommy. В случае с Четом нам тоже крупно повезло, что есть фильмы, где он сам показывает, как играть в его стиле. Разумеется, The Guitar of Chet Atkins - это один из центровых по данной теме.

Суть фильма проста - Чет исполняет по очереди восемь своих вещей и потом разбирает их, объясняя, как оно играется. Много он не говорит, но достаточно для того, чтобы вникнуть во всем важные моменты. Камера показывает крупным планом его руки. Плюс у нас есть буклет с нотами/табами. То есть, не понять вы это не сможете. Другое дело что между "понять" и "сыграть" лежит целая пропасть.


Это кино не для начинающих. Более того, даже если вы профи, то далеко не факт, что сразу все проглотите сходу. Все-таки речь идет о репертуаре человека, который несколько десятилетий стоял на вершине мирового гитаризма в стиле фингерпикинг. Хотя если вы занимаетесь подобными делами давно и усердно, то как и в любой другой технике ничего в принципе сложного и невозможного не существует. Тем более тут речь идет не о скорости. Хотя, возможно, для многих будет проще играть быстрые пассажи по одной ноте, нежели эти многоголосые пьесы, где надо очень четко выделять каждый из голосов. "Это сложно, но у вас получится, если я смог, то и вы сумеете", - говорит Чет, добродушно улыбаясь.

Очень интересная вещь (хотя и не сказать будто бы она является чем-то уникальным) - это флажолеты Чета. Речь идет об искусственных флажолетах. Но не тех, которые высекаются медиатором с дисторшен, а для акустической гитары - там другие флажолеты - когда у тебя одним пальцем правой идет легкое касание, а другим пальцем той же правой извлекается звук. Чет из этого иногда делает мелодии.

Надо сказать, что в этом фильме Чет по своему обыкновению играет с пластиковым когтем на большом пальце правой руки, хотя понятное дело он и без когтя все мог бы сыграть не хуже, просто с другим звуковым оттенком. Очень интересно смотреть, как иногда он прижимает к когтю указательный палец и рубит пассажи словно медиатором.

Интересно было послушать слова Чета про ритм, где какие акценты, и про то, что некоторые вещи он и сам разучивал с метрономом. Некоторые люди считают, что метроном - это атрибут исключительно начинающих музыкантов, а типа прожженные мэтры этим не пользуются. Оказывается, еще как пользуются.


Как известно, в середине прошлого века Чет играл на банках Gretsch, став фактически лицом этих гитар. Но потом со временем и сами Gretsch как-то увяли, и Чет ушел на Gibson, где стал играть сначала на гитарах Gibson, которые копировали Gretsch, а потом перешел на новый тип гитар, который специально для него разработали - это акустика с цельным корпусом (solid-body acoustic). Суть в том, что у инструмента тонкий корпус как у электрогитары, но при этом на ней стоят акустические струны и звучит она как акустика. Правда, для этого всего нужен еще и акустический комбик. Первыми такие инструменты придумали в Gibson, а сейчас их делает море разных производителей.

В этом видео Чет играет на такого рода Gibson, в варианте с нейлоновыми струнами. Он сам говорил, что к старости его пальцам стало проще играть на нейлоне и поэтому был вот такой переход в его биографии. Поэтому если вы не очень в курсе того, как звучат подобные гитары, и тем более нейлон - то вот прекрасная возможность услышать. Обычно такие инструменты используются электрогитаристами в концертных условиях, когда надо сыграть одну-две песни в стиле "баллада". А вот фингерпикинг-гитаристы как правило работают с традиционными "большетелыми" акустиками. В этом плане Чет исключение.

Этот фильм записан, когда Чету было за 70, а умер он в возрасте 78 лет, если я ничего не путаю. Глядя, как в таком серьезном возрасте Эткинс играет, наполняешься надеждой на то, что гитара, в отличие от того же футбола, является более продолжительным по времени хобби, которым можно заниматься практически всю жизнь. Я говорю об этом без тени иронии, поскольку мне 38 и я уже не могу играть в футбол - у меня вылетает одна мышца на бедре, через раз может прихватить спину и если много бегать (особенно с похмела), то может отвалиться сердце. Хочется надеяться, что с гитарой получится протянуть несколько дольше.

Еще одна вещь, которую невозможно не отметить, глядя на это видео - это невероятно светлая положительная энергетика самого Чета. Ощущаешь его позитивный настрой и доброту. Это реально тот случай, когда большой музыкант - он еще и большой человек с открытым сердцем, как бы банально это ни звучало. Иногда смотришь видео каких-нибудь модных гитаристов и думаешь - ну вот обычный придурок из соседнего двора, просто позанимался чуть больше в свое время и теперь работает гитаристом так же, как тысяча ему подобных. В случае с Четом подобного ощущения не возникает - наоборот, перед тобой глыба.

В конце фильма он одевает пиджак и произносит небольшую речь. Рассказывает о том, что играл на гитаре сколько себя помнил, с раннего детства, благодарит людей, которые приложили руку к его карьере и желает нам всем удачи.

Вот вам древняя запись 1954 года, где Чет исполняет одну из самых известных классических композиций в данном стиле:




Автор текста: Сергей Тынку

Поделиться: